_______________
* Введение к международному документу КОПОЛКО 2003 г. "Потребитель и стандарты. Методические указания и принципы участия потребителей в разработке стандартов".
Цель данной публикации состоит в разработке методических указаний для тех, кто представляет интересы потребителей в технических комитетах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Публикация может быть также использована в качестве руководства для проведения соответствующих работ на национальном уровне и оказания содействия тем лицам, которые рекомендуют использование международных стандартов, например, делегатам Всемирной торговой организации (ВТО).
Участие потребителей в работах по стандартизации - это гарантия того, что стандарты на потребительские товары носят всеобъемлющий характер и соответствуют реальным потребностям потребителей. Вместе с тем следует отметить, что заинтересованность потребителей в этой работе значительно шире, чем просто разработка стандарта. Потребители и их организации могут играть ключевую роль в привлечении внимания общественности к наличию согласованных стандартов, тем самым подтверждая, что покупатели предъявляют спрос на изготовленную продукцию или оказываемые услуги в соответствии с этими стандартами.
После определения влияния международных стандартов на потребителей и установления некоторых ключевых определений в публикации подробно изложены принципы и процедуры участия потребителей в работах по стандартизации. Публикация также содержит методические указания относительно ожиданий потребителей от сертификации.
Принципы участия потребителей в работах по стандартизации
Первый раздел публикации начинается с обзора процедур разработки стандартов, изложенных в Руководстве ИСО/МЭК 59 "Свод практических рекомендаций по стандартизации", а также краткой истории участия потребителей в работах по стандартизации. Приводится также общая информация, касающаяся обязанностей, ответственности и менеджмента технических комитетов ИСО и МЭК.
Имеется также перечень рекомендаций для членов ИСО и МЭК в части представления интересов потребителей, при этом отмечается, что на национальном уровне комитеты-члены обязаны выполнять следующие функции:
- оказывать поддержку инициативам ИСО и МЭК, направленным на повышение степени участия потребителей в работах по стандартизации;
- организовывать участие потребителей в решении соответствующих вопросов политики по разработке и планированию программ работ по стандартизации;
- привлекать потребителей к участию в работе всех технических комитетов, разрабатывающих проекты по стандартизации, представляющие интерес для потребителей;
- поощрять активное участие потребителей в работе национальных делегаций, участвующих в деятельности технических комитетов, разрабатывающих международные стандарты, учитывающие интересы потребителей;
- руководить представителями потребителей при прохождении процедур разработки стандартов и предоставлять им технические консультации;
- доводить до сведения широкой общественности результаты работы комитетов;
- оказывать помощь в финансировании организаций и рядовых потребителей в тех случаях, когда это необходимо;
- поддерживать контакты с общественностью в целях учета мнения потребителей;
- исследовать методы работы смежных комитетов по вопросам потребления продукции и услуг, с тем чтобы при необходимости совершенствовать работу подобных национальных организаций;
- координировать все виды деятельности в соответствии с данными рекомендациями в рамках конкретной страны.
Устанавливаются также минимальные требования для обеспечения эффективного участия потребителей даже в тех случаях, когда ресурсы ограничены. При этом отбирают "ключевые аспекты", когда особенно необходимо участие потребителей в работах по стандартизации.
Процедуры участия потребителей в работах по стандартизации
Второй раздел публикации содержит критерии разработки потребительских предпочтений и устанавливает приоритетные области, отобранные Комитетом Совета ИСО по потребительской политике (КОПОЛКО) для стандартов на продукцию. После обсуждения о разграничении стандартов на продукцию и услуги в разделе также содержатся предложения относительно предварительного перечня секторов услуг, которые необходимо рассматривать в качестве первоочередных.
Любая продукция обладает определенным набором свойств, и только некоторые из них могут быть стандартизированы. Соответствующий выбор зависит от целей стандарта.
Цели, представляющие непосредственный интерес для потребителей, изложены более подробно: исключение неправильного толкования; здравоохранение, безопасность и защита окружающей среды; взаимосвязь и совместимость; функциональная пригодность; управление многообразием. Изложены также методические указания относительно реализации этих целей посредством отбора требований, подлежащих стандартизации.
Значительная часть публикации посвящена исследованию технических подходов, используемых в процессе принятия решений относительно требований к стандартам на продукцию, в том числе: значения характеристик; методы испытаний, отбор образцов и проведение контроля; требования к маркированию и этикетированию; потребность в сопроводительных документах; упаковывание и хранение; графические обозначения. Кроме того, рассматриваются процедуры разработки новых проектов стандартов и внесение изменений.
Дополнительно изложены наилучшие методы, которые могут использовать представители потребителей для получения результатов: понимание и адаптация методов работы технических комитетов по стандартизации; использование наиболее эффективной тактики в плане обеспечения сотрудничества с различными структурами для реализации поставленных целей.
Ожидаемые результаты для потребителей от работ по сертификации
Заключительный раздел содержит обоснование целесообразности систем сертификации третьей стороной. Потребители нуждаются в подтверждении того, что продукция соответствует стандартам в тех областях, которые представляют наибольшую значимость для общественности. Требования в области сертификации установлены в рамках безопасности, эксплуатационных характеристик, функциональной пригодности, значимости для конечного пользователя и доверия со стороны потребителя.
Публикация включает ряд ссылок на руководства и стандарты ИСО/МЭК, в наибольшей степени отражающие интересы потребителей.