Статус документа
Статус документа


Р 50.1.080-2012

Группа Т59

     

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТОВ

Guidance and principles for consumer participation in standards development



ОКС 03.120.10

Дата введения 2012-10-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"     


Сведения о рекомендациях

1 ПОДГОТОВЛЕНЫ открытым акционерным обществом "Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации" (ОАО "ВНИИС") на основе аутентичного перевода на русский язык международного документа, указанного в пункте 4

2 ВНЕСЕНЫ Техническим комитетом по стандартизации ТК 079 "Оценка соответствия"

3 УТВЕРЖДЕНЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 19 июля 2012 г. N 199-ст

4 Настоящие рекомендации гармонизированы по содержанию с документом КОПОЛКО 2003 г. "Потребитель и стандарты. Методические указания и принципы участия потребителей в разработке стандартов" (ISO/IEC 2003* "The consumer and standards - Guidance and principles for consumer participation in standards development")

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящим рекомендациям публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящих рекомендаций соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение*

_______________

* Введение к международному документу КОПОЛКО 2003 г. "Потребитель и стандарты. Методические указания и принципы участия потребителей в разработке стандартов".


Цель данной публикации состоит в разработке методических указаний для тех, кто представляет интересы потребителей в технических комитетах Международной организации по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссии (МЭК). Публикация может быть также использована в качестве руководства для проведения соответствующих работ на национальном уровне и оказания содействия тем лицам, которые рекомендуют использование международных стандартов, например, делегатам Всемирной торговой организации (ВТО).

Участие потребителей в работах по стандартизации - это гарантия того, что стандарты на потребительские товары носят всеобъемлющий характер и соответствуют реальным потребностям потребителей. Вместе с тем следует отметить, что заинтересованность потребителей в этой работе значительно шире, чем просто разработка стандарта. Потребители и их организации могут играть ключевую роль в привлечении внимания общественности к наличию согласованных стандартов, тем самым подтверждая, что покупатели предъявляют спрос на изготовленную продукцию или оказываемые услуги в соответствии с этими стандартами.

После определения влияния международных стандартов на потребителей и установления некоторых ключевых определений в публикации подробно изложены принципы и процедуры участия потребителей в работах по стандартизации. Публикация также содержит методические указания относительно ожиданий потребителей от сертификации.

Принципы участия потребителей в работах по стандартизации

Первый раздел публикации начинается с обзора процедур разработки стандартов, изложенных в Руководстве ИСО/МЭК 59 "Свод практических рекомендаций по стандартизации", а также краткой истории участия потребителей в работах по стандартизации. Приводится также общая информация, касающаяся обязанностей, ответственности и менеджмента технических комитетов ИСО и МЭК.

Имеется также перечень рекомендаций для членов ИСО и МЭК в части представления интересов потребителей, при этом отмечается, что на национальном уровне комитеты-члены обязаны выполнять следующие функции:

- оказывать поддержку инициативам ИСО и МЭК, направленным на повышение степени участия потребителей в работах по стандартизации;

- организовывать участие потребителей в решении соответствующих вопросов политики по разработке и планированию программ работ по стандартизации;

- привлекать потребителей к участию в работе всех технических комитетов, разрабатывающих проекты по стандартизации, представляющие интерес для потребителей;

- поощрять активное участие потребителей в работе национальных делегаций, участвующих в деятельности технических комитетов, разрабатывающих международные стандарты, учитывающие интересы потребителей;

- руководить представителями потребителей при прохождении процедур разработки стандартов и предоставлять им технические консультации;

- доводить до сведения широкой общественности результаты работы комитетов;

- оказывать помощь в финансировании организаций и рядовых потребителей в тех случаях, когда это необходимо;

- поддерживать контакты с общественностью в целях учета мнения потребителей;

- исследовать методы работы смежных комитетов по вопросам потребления продукции и услуг, с тем чтобы при необходимости совершенствовать работу подобных национальных организаций;

- координировать все виды деятельности в соответствии с данными рекомендациями в рамках конкретной страны.

Устанавливаются также минимальные требования для обеспечения эффективного участия потребителей даже в тех случаях, когда ресурсы ограничены. При этом отбирают "ключевые аспекты", когда особенно необходимо участие потребителей в работах по стандартизации.

Процедуры участия потребителей в работах по стандартизации

Второй раздел публикации содержит критерии разработки потребительских предпочтений и устанавливает приоритетные области, отобранные Комитетом Совета ИСО по потребительской политике (КОПОЛКО) для стандартов на продукцию. После обсуждения о разграничении стандартов на продукцию и услуги в разделе также содержатся предложения относительно предварительного перечня секторов услуг, которые необходимо рассматривать в качестве первоочередных.

Любая продукция обладает определенным набором свойств, и только некоторые из них могут быть стандартизированы. Соответствующий выбор зависит от целей стандарта.

Цели, представляющие непосредственный интерес для потребителей, изложены более подробно: исключение неправильного толкования; здравоохранение, безопасность и защита окружающей среды; взаимосвязь и совместимость; функциональная пригодность; управление многообразием. Изложены также методические указания относительно реализации этих целей посредством отбора требований, подлежащих стандартизации.

Значительная часть публикации посвящена исследованию технических подходов, используемых в процессе принятия решений относительно требований к стандартам на продукцию, в том числе: значения характеристик; методы испытаний, отбор образцов и проведение контроля; требования к маркированию и этикетированию; потребность в сопроводительных документах; упаковывание и хранение; графические обозначения. Кроме того, рассматриваются процедуры разработки новых проектов стандартов и внесение изменений.

Дополнительно изложены наилучшие методы, которые могут использовать представители потребителей для получения результатов: понимание и адаптация методов работы технических комитетов по стандартизации; использование наиболее эффективной тактики в плане обеспечения сотрудничества с различными структурами для реализации поставленных целей.

Ожидаемые результаты для потребителей от работ по сертификации

Заключительный раздел содержит обоснование целесообразности систем сертификации третьей стороной. Потребители нуждаются в подтверждении того, что продукция соответствует стандартам в тех областях, которые представляют наибольшую значимость для общественности. Требования в области сертификации установлены в рамках безопасности, эксплуатационных характеристик, функциональной пригодности, значимости для конечного пользователя и доверия со стороны потребителя.

Публикация включает ряд ссылок на руководства и стандарты ИСО/МЭК, в наибольшей степени отражающие интересы потребителей.

     1 Влияние международных стандартов на потребителей


Потребители надеются, что услуги и продукция обладают определенным качеством, долговечностью и доступностью в обращении. Международные стандарты представляют собой добровольные правила и руководящие положения, которые гарантируют:

- безопасную, здоровую, экологически ориентированную продукцию и услуги;

- продукцию, обладающую улучшенным качеством и надежностью;

- необходимую функциональную совместимость продукции и высокую степень согласованности в оказании услуг;

- более широкий выбор товаров и услуг и доступ к ним;

- снижение затрат для потребителей;

- предоставление большего объема информации, касающейся продукции и услуг.

Хотя вклад экспертов, представляющих интересы промышленности, деловых кругов и органов власти, является важным для обеспечения технической состоятельности стандартов, но важнейшими элементами процесса стандартизации являются заинтересованность и вовлечение сторон, имеющих возможность участвовать в этом процессе. Вклад потребителей (пользователей) в процесс разработки стандартов представляет собой сбалансированную, беспристрастную оценку, которая более точно отражает потребности и пожелания всего рынка и содействует разработке добровольных стандартов. Данное замечание справедливо ко всем этапам разработки стандартов.

Участие потребителей (пользователей) в работах по стандартизации благотворно как для промышленности, так и для общества. Оно проявляется не только в перспективах вовлечения потребителя в процесс стандартизации, но ведет к его большей информированности. Потребители в большей степени готовы участвовать в применении и внедрении стандартов, в подготовке которых они приняли участие. Роль информированного потребителя заключается в ознакомлении широкой общественности с наличием стандартов и в поощрении спроса на продукцию и услуги, соответствующие данным стандартам.

     2 Определения

2.1 стандартизация (standardization): Деятельность, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного использования в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Примечание 1 - В частности, эта деятельность осуществляется в процессах разработки, опубликования и применения стандартов.

Примечание 2 - Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению, устранение барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству.

2.2 стандарт (standard): Документ, разработанный на основе консенсуса и утвержденный признанным органом; в документе устанавливаются правила для всеобщего и многократного использования, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов. Документ направлен на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области.

Примечание - Стандарты должны быть основаны на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества.

2.3 консенсус (consensus): Общее согласие, характеризующееся отсутствием серьезных возражений по существенным вопросам у большинства представителей заинтересованных сторон и достигаемое в результате процедуры, стремящейся учесть мнения всех сторон и сблизить несовпадающие точки зрения.

Примечание - Консенсус не обязательно предполагает полное единодушие.

     3 Принципы участия потребителей в работах по стандартизации

     3.1 Общие процедуры разработки стандартов


Рекомендуемые процедуры проведения работ по стандартизации установлены в Руководстве ИСО/МЭК 59 "Свод практических рекомендаций по стандартизации". Пункт 4 этого Руководства содержит следующие принципы:

"Документированные процедуры, основанные на принципах согласия, должны определять методы разработки стандартов. Копии процедур стандартизирующего органа должны быть доступны заинтересованным сторонам и должны предоставляться по запросу своевременно и в приемлемой форме.

Такие документированные процедуры должны содержать идентифицированный, реальный и доступный механизм для беспристрастного подхода к любым независимым и процедурным жалобам.

Стандартизирующий орган должен заявить о своей деятельности в соответствующих средствах массовой информации для того, чтобы заинтересованные лица или организации имели возможность оказания надлежащего содействия. В дальнейшем следует своевременно заявлять в средствах массовой информации обо всех новых, текущих и законченных стандартах и отчитываться обо всех изменениях статуса, если это уместно.

По запросу любой заинтересованной стороны стандартизирующий орган должен быстро предоставлять или организовать предоставление копии проекта стандарта, который он подготовил для отзывов. Оплата данной услуги, отдельно от цены доставки, должна быть одинаковой для внутренних и зарубежных заинтересованных сторон. Заинтересованным сторонам, независимо от их местоположения, должна быть предоставлена приемлемая возможность для анализа и подготовки замечаний по проектам стандартов. На все полученные отзывы и замечания должен быть дан быстрый ответ, включающий, если это требуется, например, объяснение, почему необходимо отклонение от соответствующего международного стандарта.

Официальное утверждение стандартов должно быть основано на доказательствах общего согласия.

Все стандарты должны периодически анализироваться и своевременно пересматриваться. Предложения по разработке новых или прошедших пересмотр стандартов, полученные в соответствии с установленными процедурами от материально или непосредственно заинтересованных лиц, независимо от их местоположения, должны быть немедленно рассмотрены.

Все одобренные стандарты должны немедленно публиковаться. Копии стандартов должны быть доступны любому лицу, независимо от его местоположения, в приемлемые сроки и на приемлемых условиях.

Должны быть разработаны и поддерживаться в рабочем состоянии процедуры регистрации данных о деятельности по разработке стандартов".

Данные принципы в отношении практической работы по подготовке стандартов дополнены в пункте 5 Руководства ИСО/МЭК 59, официальные пояснения представлены в Директивах ИСО/МЭК - Часть 1: Процедуры проведения технической работы и в Директивах ИСО/МЭК: Дополнение - Процедуры, применимые к ИСО.

     3.2 Историческая справка


В 1964 г. Совет ИСО принял Резолюцию 48/1964, направленную на содействие участию потребителей в работах по стандартизации. Аналогичный подход отражен и в решениях, принятых в том же году Советом МЭК и Комитетом действия. В 1977 г. Совет ИСО учредил КОПОЛКО, в работе которого также принимает участие МЭК. КОПОЛКО - это форум, в рамках которого обсуждаются отдельные системы различных стран с целью выработки критериев, основанных на опыте комитетов-членов.

В 1978 г. КОПОЛКО принял резолюцию, в которой установил применение термина "потребитель": "КОПОЛКО... понимает под термином "потребитель" индивидуального члена общества, приобретающего или использующего товары, собственность или услуги для личных целей". Это широкое определение: оно предполагает, что национальные комитеты - члены ИСО и МЭК будут внедрять организационные структуры с учетом широко распространенных точек зрения. Таким образом, подобные меры предполагают, что организации, представляющие интересы потребителей, должны быть сформированы в каждой стране, чтобы способствовать выражению точек зрения, отражающих специфику этих стран.

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs