8.5.1 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства. [ИСО 9001:2008] |
Необходимые улучшения
Под постоянным улучшением понимают деятельность, осуществляемую на регулярной основе. Это означает, что после определения необходимых возможностей для улучшения следует на основе имеющихся в распоряжении организации ресурсов решить, каким образом они будут внедрены. Если выявлено несколько возможностей, рекомендуется определить приоритеты и установить очередность их внедрения.
Необходимо понимать, что постоянное улучшение необязательно относится только к постоянному улучшению продукта, но может быть также применено к системе менеджмента качества.
В то время как корректирующее действие (8.5.2) идентифицирует методы, необходимые для определения причин выявленных проблем, и предупреждает их повторное появление, а предупреждающее действие (8.5.3) касается мер по предупреждению потенциальных проблем, постоянное улучшение (8.5.1) является процессом на периодически повторяющейся основе для внедрения согласованных решений, которые должны принести положительные результаты, связанные с получением выгод и преимуществ.
Процесс, связанный с улучшением, включает в себя множество шагов, например таких как:
- идентификация потенциальных возможностей по улучшению системы менеджмента качества;
- анализ и обоснование (затраты/прибыль) необходимости осуществления деятельности по улучшению;
- определение необходимых ресурсов;
- принятие решения о внедрении улучшения;
- внедрение улучшения;
- измерение влияния улучшения;
- рассмотрение результатов предпринятых действий в процессе анализа со стороны руководства.
Далее приведены способы, которые организация может использовать как для планирования, так и для фактического внедрения улучшения.
Примерами областей, в которых система менеджмента качества может быть улучшена, являются следующие:
- обмен информацией внутри организации;
- последующие мероприятия;
- документированные процедуры;
- эффективность заседаний, проводимых в рамках анализа со стороны руководства;
- системы обратной связи с потребителями;
- программы по обучению и подготовке персонала (например, для менеджмента или для внутренних аудиторов).
8.5.2 Корректирующие действия
Организация должна предпринимать корректирующие действия в целях устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий. Должна быть разработана документированная процедура для определения требований: a) к анализу несоответствий (включая жалобы потребителей); b) к установлению причин несоответствий; c) к оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий; d) к определению и осуществлению необходимых действий; e) к записям результатов предпринятых действий (4.2.4); f) к анализу результативности предпринятых корректирующих действий. [ИСО 9001:2008] |