Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54985-2012/Рекомендации ИСО/ТК 176 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2008

     8.5 Улучшение

8.5.1 Постоянное улучшение

Организация должна постоянно повышать результативность системы менеджмента качества посредством использования политики и целей в области качества, результатов аудитов, анализа данных, корректирующих и предупреждающих действий, а также анализа со стороны руководства.

[ИСО 9001:2008]


Необходимые улучшения

Под постоянным улучшением понимают деятельность, осуществляемую на регулярной основе. Это означает, что после определения необходимых возможностей для улучшения следует на основе имеющихся в распоряжении организации ресурсов решить, каким образом они будут внедрены. Если выявлено несколько возможностей, рекомендуется определить приоритеты и установить очередность их внедрения.

Необходимо понимать, что постоянное улучшение необязательно относится только к постоянному улучшению продукта, но может быть также применено к системе менеджмента качества.

В то время как корректирующее действие (8.5.2) идентифицирует методы, необходимые для определения причин выявленных проблем, и предупреждает их повторное появление, а предупреждающее действие (8.5.3) касается мер по предупреждению потенциальных проблем, постоянное улучшение (8.5.1) является процессом на периодически повторяющейся основе для внедрения согласованных решений, которые должны принести положительные результаты, связанные с получением выгод и преимуществ.

Процесс, связанный с улучшением, включает в себя множество шагов, например таких как:

- идентификация потенциальных возможностей по улучшению системы менеджмента качества;

- анализ и обоснование (затраты/прибыль) необходимости осуществления деятельности по улучшению;

- определение необходимых ресурсов;

- принятие решения о внедрении улучшения;

- внедрение улучшения;

- измерение влияния улучшения;

- рассмотрение результатов предпринятых действий в процессе анализа со стороны руководства.

Далее приведены способы, которые организация может использовать как для планирования, так и для фактического внедрения улучшения.

Примерами областей, в которых система менеджмента качества может быть улучшена, являются следующие:

- обмен информацией внутри организации;

- последующие мероприятия;

- документированные процедуры;

- эффективность заседаний, проводимых в рамках анализа со стороны руководства;

- системы обратной связи с потребителями;

- программы по обучению и подготовке персонала (например, для менеджмента или для внутренних аудиторов).

8.5.2 Корректирующие действия

Организация должна предпринимать корректирующие действия в целях устранения причин несоответствий для предупреждения повторного их возникновения. Корректирующие действия должны быть адекватными последствиям выявленных несоответствий.

Должна быть разработана документированная процедура для определения требований:

a) к анализу несоответствий (включая жалобы потребителей);

b) к установлению причин несоответствий;

c) к оцениванию необходимости действий, чтобы избежать повторения несоответствий;

d) к определению и осуществлению необходимых действий;

e) к записям результатов предпринятых действий (4.2.4);

f) к анализу результативности предпринятых корректирующих действий.

[ИСО 9001:2008]