Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников. Анализ данных должен представлять информацию, относящуюся: a) к удовлетворенности потребителей (8.2.1); b) к соответствию требованиям к продукции (8.2.4); c) к характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4); d) к поставщикам (7.4). [ИСО 9001:2008] |
Указывают ли измерения на какие-нибудь тенденции?
Важность этого требования определена одним из восьми принципов менеджмента качества: принятием решений, основанных на фактах (см. приложение С).
Проведение анализа данных является важной деятельностью для любого возможного улучшения системы менеджмента качества и ее процессов, а также продукции.
Сбор данных не имеет смысла в случае, если информацию не изучают, не оценивают, не анализируют и не превращают в полезные предложения для принятия решений.
Примерами данных, которые следует регистрировать и анализировать, являются следующие:
- отклонения параметров процесса;
- оценка эффективности обучения;
- жалобы потребителя;
- простой машинного оборудования;
- коэффициенты неисправимого и исправимого брака;
- не выполненные в срок поставки;
- показатели работы поставщика;
- продолжительность ожиданий;
- степень удовлетворенности потребителей;
- продолжительность циклов.
Результатом деятельности, связанной с мониторингом и измерением, является значительное количество данных, которые можно проанализировать для выявления каких-либо тенденций или трендов. Любые выявленные тренды могут определить те места в системе менеджмента качества, где имеются определенные проблемы, и показать области, в которых требуются улучшения.
Результаты такого анализа используют:
- как входные данные для анализа со стороны руководства (5.6);
- как входные данные для процессов принятия решений, касающихся корректирующих (8.5.2) и предупреждающих (8.5.3) действий;
- для определения продвижения на пути достижения целей в области качества;
- как входные данные для проведения оценки удовлетворенности потребителей (8.2.1);
- как свидетельство о соответствии требованиям потребителей.
Также рекомендуется осуществлять те виды деятельности, которые являются эффективными в том виде, в котором они в настоящий момент выполняются, и которые могут быть улучшены в дальнейшем.
Статистические методы являются полезным инструментом для процесса анализа.