Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54985-2012/Рекомендации ИСО/ТК 176 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2008

     8.4 Анализ данных

Организация должна определять, собирать и анализировать соответствующие данные для демонстрации пригодности и результативности системы менеджмента качества, а также оценивания, в какой области возможно постоянное повышение результативности системы менеджмента качества. Данные должны включать в себя информацию, полученную в результате мониторинга и измерения и из других соответствующих источников.

Анализ данных должен представлять информацию, относящуюся:

a) к удовлетворенности потребителей (8.2.1);

b) к соответствию требованиям к продукции (8.2.4);

c) к характеристикам и тенденциям процессов и продукции, включая возможности проведения предупреждающих действий (8.2.3 и 8.2.4);

d) к поставщикам (7.4).

[ИСО 9001:2008]


Указывают ли измерения на какие-нибудь тенденции?

Важность этого требования определена одним из восьми принципов менеджмента качества: принятием решений, основанных на фактах (см. приложение С).

Проведение анализа данных является важной деятельностью для любого возможного улучшения системы менеджмента качества и ее процессов, а также продукции.

Сбор данных не имеет смысла в случае, если информацию не изучают, не оценивают, не анализируют и не превращают в полезные предложения для принятия решений.

Примерами данных, которые следует регистрировать и анализировать, являются следующие:

- отклонения параметров процесса;

- оценка эффективности обучения;

- жалобы потребителя;

- простой машинного оборудования;

- коэффициенты неисправимого и исправимого брака;

- не выполненные в срок поставки;

- показатели работы поставщика;

- продолжительность ожиданий;

- степень удовлетворенности потребителей;

- продолжительность циклов.

Результатом деятельности, связанной с мониторингом и измерением, является значительное количество данных, которые можно проанализировать для выявления каких-либо тенденций или трендов. Любые выявленные тренды могут определить те места в системе менеджмента качества, где имеются определенные проблемы, и показать области, в которых требуются улучшения.

Результаты такого анализа используют:

- как входные данные для анализа со стороны руководства (5.6);

- как входные данные для процессов принятия решений, касающихся корректирующих (8.5.2) и предупреждающих (8.5.3) действий;

- для определения продвижения на пути достижения целей в области качества;

- как входные данные для проведения оценки удовлетворенности потребителей (8.2.1);

- как свидетельство о соответствии требованиям потребителей.

Также рекомендуется осуществлять те виды деятельности, которые являются эффективными в том виде, в котором они в настоящий момент выполняются, и которые могут быть улучшены в дальнейшем.

Статистические методы являются полезным инструментом для процесса анализа.