7.5.1 Управление производством и обслуживанием
Организация должна планировать и осуществлять производство и обслуживание в управляемых условиях. Управляемые условия должны включать в себя, там, где это применимо: a) наличие информации, описывающей характеристики продукции; b) наличие рабочих инструкций в случае необходимости; c) применение подходящего оборудования; d) наличие и применение оборудования для мониторинга и измерений; e) проведение мониторинга и измерений; f) осуществление выпуска, поставки и действий после поставки продукции. [ИСО 9001:2008] |
Содержание управления
В данном подразделе представлены различные виды управления, необходимые для изготовления и поставки продукции или предоставления услуги. В 7.1, перечисления а) и b), установлено, что цели, требования к продукции, процессы и другие ресурсы подлежат идентификации и планированию.
Необходимо понимать, каким образом каждый из этих процессов влияет на готовую продукцию. Следует обеспечить наличие соответствующих механизмов управления с целью достижения соответствия и выполнения требований потребителя. Во многих организациях это управление осуществляется посредством внутренних распоряжений, чертежей, производственных графиков, спецификаций по обслуживанию, критериев выполнения услуг, должностных инструкций и т.д.
Должны быть разработаны спецификации или рабочие инструкции, предоставляющие информацию, необходимую для обеспечения соответствия продукции требованиям, установленным потребителем. Одним из ключевых моментов является то, что не требуется разрабатывать документ, содержащий все сведения, которые должен знать компетентный оператор.
Например, как правило, не требуется для обученного водителя вилочного погрузчика описание того, как управлять погрузчиком. Однако процедура может включать в себя указания по организации укладки и складирования, ограничения, связанные с погрузкой и транспортированием, и текущее техническое обслуживание.
Если качество продукции зависит от безупречного состояния оборудования, требуется установить меры по его техническому обслуживанию. Например, оборудование для точечной сварки позволит длительное время проводить качественную сварку только в том случае, если будет осуществляться периодическое техническое обслуживание электродов.
Необходимо, чтобы оборудование соответствовало своему назначению, а также, чтобы не было проблем, связанных с производственным помещением. Например, печи в пекарне должны обеспечивать равномерную выпечку продукции, и производственное помещение должно соответствовать санитарным нормам. Иногда требования к управлению оборудованием и рабочей средой устанавливает потребитель или они установлены в обязательных регламентах. Данные требования должны быть отражены в способах управления процессами организации. Также способы управления процессами должны включать в себя указания по проведению мониторинга состояния процесса и самой продукции. Например, пекарь должен следить за температурой в печи или цветом хлеба, или за обоими факторами. Для облегчения процесса мониторинга могут применяться таблицы или наглядные пособия, устанавливающие требования к диапазону температуры в печи, или фотографии с изображением предпочтительного цвета и формы хлебобулочных изделий.
Основная масса продукции поступает на рынок с обязательством предоставления обслуживания и поддержки в период после доставки в качестве условия полного контракта. Данные обязательства, являющиеся частью гарантии, также являются частью контракта.
Для осуществления действий следует:
- разработать общие положения программы по обслуживанию;
- составить план деятельности по обслуживанию;
- установить требования к персоналу, а также требования к его подготовке;
- осуществлять управление запасными частями;
- разработать инструкции по обслуживанию;
- осуществлять записи о деятельности по обслуживанию.
Примером деятельности по обслуживанию после доставки является продавец компьютеров, предоставляющий услугу по технической поддержке по телефону.
При предоставлении услуги по техническому обслуживанию следует помнить, что несоответствие продукта или услуги установленным требованиям будет служить материалом для корректирующих действий, поэтому должна быть обеспечена возможность идентификации причины возникновения несоответствия. Необходимость проведения гарантийного ремонта означает, что продукт не соответствует установленным требованиям.
Рекомендуется вести записи, показывающие, как осуществляются измерения и управление процессом.
7.5.2 Валидация процессов производства и обслуживания
Организация должна валидировать все процессы производства и обслуживания, результаты которых не могут быть верифицированы последующим мониторингом или измерениями, из-за чего недостатки становятся очевидными только после начала использования продукции или после предоставления услуги. Валидация должна продемонстрировать способность этих процессов достигать запланированных результатов. Организация должна разработать меры по этим процессам, в том числе там, где это применимо: a) определенные критерии для анализа и утверждения процессов; b) утверждение соответствующего оборудования и квалификации персонала; c) применение конкретных методов и процедур; d) требования к записям (4.2.4); e) повторную валидацию. [ИСО 9001:2008] |
Действия, осуществляемые при оценке специальных процессов
Существуют некоторые процессы и связанная с ними продукция, в которых: