Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54985-2012/Рекомендации ИСО/ТК 176 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2008

     5.4 Планирование

5.4.1 Цели в области качества

Высшее руководство организации должно обеспечивать, чтобы цели в области качества, включая необходимые для выполнения требований к продукции [7.1, перечисление а)], были установлены  в  соответствующих  подразделениях и на соответствующих уровнях организации. Цели в области качества должны быть измеримыми и согласуемыми с политикой в области качества.

[ИСО 9001:2008]


Постановка целей в области качества

В соответствии с требованиями 5.3 следует разработать политику организации в области качества. Для того чтобы данная политика действовала, высшее руководство должно поставить четко определенные цели, к достижению которых стремится организация. Не требуется, чтобы это осуществляли представители высшего руководства, но оно должно нести ответственность за проведение этой работы.

Необходимо, чтобы эти цели были точными и ясными и были направлены на то, что является действительно важным для организации и потребителей.

Установив цели, следует определить сроки их выполнения.

ИСО 9001 предусматривает цели, относящиеся к системе менеджмента, структурным подразделениям и продукции (см. 7.1а)). Необходимо, чтобы цели организации были реальными и относились к достижимым результатам, например таким, как:

- выполнение требований (потребителей, обязательных и др.) к продукции и услугам;

- выполнение запланированного графика;

- идентификация возможностей для улучшения;

- идентификация новых возможностей, связанных с рынком.

Необходимо, чтобы соответствующие цели (например, характеристики функционирования процессов, постоянное улучшение) устанавливались для соответствующих участков организации (например, людские ресурсы, производство, продажи). Важно, чтобы руководство и работники организации знали, каким образом они вносят свой вклад в достижение целей в области качества.

Целью организации может быть стопроцентное обеспечение своевременности доставки. Однако для выполнения этой цели может потребоваться установить более конкретные цели, связанные с выполнением требований согласно ежедневным плановым графикам. Это может привести к необходимости установления еще более локальной цели по уменьшению времени сборки всех компонентов для работы, связанной со сборкой.

Необходимо, чтобы цели в области качества были измеримыми. Они должны быть основаны на анализе текущего состояния (статуса) продукта или процесса с намерением улучшить результат таким образом, чтобы его было можно измерить.

При предоставлении услуги потребителям или на производственной линии цели могут быть очень простыми и прямыми, например следующие:

- транспортная организация, осуществляющая автобусное обслуживание, может установить процентный показатель в установленных пределах для автобусов, осуществляющих движение согласно расписанию;

- для производственного объекта может быть поставлена цель по выпуску продукции в час с максимально приемлемым уровнем брака;

- в парикмахерском салоне на периоды времени, когда весь персонал занят работой, может быть назначен человек для встречи новых клиентов (потребителей). В данном случае цель может заключаться в том, чтобы "клиенты, входящие в салон, были в течение одной минуты радушно встречены и их пожелания (требования) были выслушаны".

На более высоких уровнях организации цели могут быть более сложными. Например, в парикмахерском салоне владелец/руководитель может установить более сложную цель, связанную с наличием значительного числа работников в наиболее загруженные заказами периоды времени, что может привести к необходимости осуществления планирования, привлечения к работе персонала на временной основе, их обучения и т.д.

Следует определить, какие цели организация ставит перед собой и сколько времени будет затрачено на их достижение. Следует помнить о том, что каждая цель должна быть измеряемой. Цель "делать лучше" является благим желанием, а не целью. Организация должна быть способна проверить достижение поставленной цели и, если она не достигнута, предусмотреть то, как следует действовать в данной ситуации.

5.4.2 Планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества

Высшее руководство должно обеспечивать:

a) планирование создания, поддержания и улучшения системы менеджмента качества для выполнения требований 4.1, а также для достижения целей в области качества;

b) сохранение целостности системы менеджмента качества при планировании и внедрении в нее изменений.

[ИСО 9001:2008]


Каким образом можно это сделать?

В данном пункте определены (установлены) два вида планирования.