Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54985-2012/Рекомендации ИСО/ТК 176 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2008

     4.2 Требования к документации

4.2.1 Общие положения

 Документация системы менеджмента качества должна включать в себя:

a) документально оформленные заявления о политике и целях в области качества;

b) руководство по качеству;

c) документированные процедуры и записи, требуемые настоящим стандартом;

d) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые ей для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

Примечания

1 Там, где в настоящем стандарте встречается термин "документированная процедура", это означает, что процедура разработана, документально оформлена, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии. Один документ может содержать требования одной или более процедуры. Требование о наличии документированной процедуры может быть реализовано более чем одним документом.

2 Степень документированности системы менеджмента качества одной организации может отличаться от степени документированности другой в зависимости:

a) от размера организации и вида деятельности;

b) от сложности и взаимодействия процессов;

c) от компетентности персонала.

3 Документация может быть в любой форме и на любом носителе.


[ИСО 9001:2008]


Документирование системы менеджмента качества организации

В настоящем разделе установлены требования к составу документации, относящейся к системе менеджмента качества. Термин "документация" применяют с целью охвата диапазона различных типов документов, указанных в 4.2.1, перечисления а)-d).

Согласно перечислению с) необходимо наличие определенных документированных процедур. Документированная процедура - это процедура, имеющаяся в распоряжении организации в доступной и удобной для применения форме (например, электронной, бумажной или видео) и управляемая в соответствии с требованиями 4.2.3. Следует обеспечить, чтобы в документированные процедуры были включены требования, установленные в следующих пунктах:

- 4.2.3 Управление документацией;

- 4.2.4 Управление записями;

- 8.2.2 Внутренние аудиты (проверки);

- 8.3 Управление несоответствующей продукцией;

- 8.5.2 Корректирующие действия;

- 8.5.3 Предупреждающие действия.

Наличие документированных процедур для вышеуказанных требований является обязательным условием. В отношении других документированных процедур организация сама принимает решение о целесообразности их наличия. Также допускается объединять разные требования в одной или более документированных процедурах.

Согласно перечислению d) необходимо наличие средств, обеспечивающих эффективное планирование, осуществление процессов и управление ими.

Очень важно, чтобы каждый работник организации имел информацию, необходимую для выполнения своей работы. Документация может предоставляться в различных формах и на разных носителях. Наиболее распространенным способом является хранение и распространение информации на электронных носителях. Формами представления документации являются следующие:

- процедуры;

- рабочие инструкции;

- операционные инструкции (карты);

- руководства по применению;

- обязательные требования;

- отраслевые стандарты;

- графики;

- файлы в формате CAD;

- маршрутные листы;

- планы проверок;

- перечень одобренных поставщиков;

- спецификации;