Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54985-2012/Рекомендации ИСО/ТК 176 Руководящие указания для малых организаций по внедрению системы менеджмента качества на основе ИСО 9001:2008

     5.6 Анализ со стороны руководства

5.6.1 Общие положения

Высшее руководство должно анализировать через запланированные интервалы времени систему менеджмента качества организации в целях обеспечения ее постоянной пригодности, достаточности и результативности. Этот анализ должен включать в себя оценку возможностей улучшений и потребности в изменениях в системе менеджмента качества организации, в том числе в политике и целях в области качества.

Записи об анализе со стороны руководства должны поддерживаться в рабочем состоянии (4.2.4).

[ИСО 9001:2008]

5.6.2 Входные данные для анализа

Входные данные для анализа со стороны руководства должны включать в себя следующую информацию:

a) результаты аудитов (проверок);

b) обратную связь от потребителей;

c) функционирование процессов и соответствие продукции;

d) статус предупреждающих и корректирующих действий;

e) последующие действия, вытекающие из предыдущих анализов со стороны руководства;

f) изменения, которые могли бы повлиять на систему менеджмента качества;

g) рекомендации по улучшению.

[ИСО 9001:2008]

5.6.3 Выходные данные анализа

Выходные данные анализа со стороны руководства должны включать в себя все решения и действия, относящиеся:

a) к повышению результативности системы менеджмента качества и ее процессов;

b) к улучшению продукции по отношению к требованиям потребителей;

c) к потребности в ресурсах.

[ИСО 9001:2008]


Оценка работы системы менеджмента качества

Высшее руководство организации должно регулярно проводить анализ функционирования системы менеджмента качества. Периодичность проведения анализа зависит от особенностей работы и внутренней среды, определяющей корпоративную культуру организации. В малых организациях еженедельные совещания проводят с участием большинства или всего высшего руководства. Анализ большинства требований 5.6 можно осуществить в течение нескольких совещаний, однако для того, чтобы обеспечить проведение полного анализа всех элементов системы менеджмента качества, необходимо также проводить анализ один раз каждые полгода или квартал. Если чаще проводимые совещания позволяют быстрее реагировать на проблемы и имеющиеся возможности, то полугодовой анализ дает время, необходимое для сбора и подготовки информации по ключевым показателям осуществления деятельности, а также для выявления и проведения оценки тенденций (трендов), проверки статуса (степени выполнения) проектов, связанных с улучшением, и анализа результатов, полученных в результате обратной связи с потребителями. При планировании или внесении изменений может потребоваться более частое проведение анализа. Лица, принимающие участие в проведении анализов, должны быть способны внести свой вклад и влиять на любые результаты.

Для анализа системы менеджмента качества должен применяться последовательный подход. При этом рекомендуется рассматривать следующее:

- актуальность политики и целей организации в области качества для текущих потребностей;

- работу системы менеджмента качества;

- выполнение требований;

- анализ ключевых показателей работы;

- проблемы и несоответствия продукции;

- обратную связь с потребителями, включая их жалобы;

- результаты аудитов (внутренних и внешних);

- области, для которых требуются улучшения/изменения;

- невыполненные мероприятия по результатам предыдущих анализов.

При возникновении конкретной проблемы должны быть приняты незамедлительные меры. Ожидания проведения следующего анализа руководства для решения вопроса, связанного с жалобой потребителя, могут привести к потере потребителей. Анализ со стороны руководства направлен на выявление того, возникают ли снова одни и те же проблемы, являются ли предпринятые меры правильными и удовлетворены ли потребители. В процессе анализов, проводимых через определенные периоды времени, не требуется анализировать каждый конкретный случай.

Следует убедиться в том, является ли система менеджмента качества:

- подходящей: продолжает ли она соответствовать своей цели?

- адекватной: продолжает ли она быть достаточной?