Международная организация по стандартизации (ИСО) является всемирным объединением национальных органов по стандартизации (членов ИСО). Работа по подготовке международных стандартов обычно осуществляется через технические комитеты ИСО.
ИСО 15270:2008 (Е) был подготовлен Техническим комитетом ИСО/ТК 61 "Полимеры". Вторая редакция стандарта отменяет и заменяет первую редакцию стандарта (ИСО 15270:2006), которая была пересмотрена и актуализирована.
ИСО 15270:2008 (Е) был разработан в целях оказания содействия всем заинтересованным лицам, занятым в производстве полимеров, при формировании:
- устойчивой инфраструктуры утилизации и переработки полимерных отходов;
- устойчивого рынка вторичных полимерных материалов и продукции, изготовленной из них.
Для сокращения количества образующихся полимерных отходов и в поддержку целей устойчивого развития наибольшее внимание следует уделить стадиям жизненного цикла продукции в обеспечение:
- сокращения использования материальных и энергетических ресурсов;
- оптимизации использования сырья для изготовления полимеров.
Возможности выбора, включающие в себя повторное использование продукции, изготовленной из полимеров, и интеграцию процессов утилизации полимерных отходов, являются важным компонентом устойчивого развития.
Данные о методологии и процессах обращения с полимерными отходами, фиксируемые в конце жизненного цикла продукции, могут быть использованы с применением различных стратегий, которые включают в себя предварительный анализ вариантов утилизации и сжигания полимерных отходов.
В целом технологии утилизации полимерных отходов могут быть разделены на два класса:
a) утилизация для получения вторичных материальных ресурсов (механический рециклинг/механическая переработка, химическая переработка или переработка в исходный продукт, органический рециклинг/биологическая или органическая переработка);
b) ликвидация полимерных отходов для получения вторичных энергетических ресурсов (энергетическая ликвидация) с образованием пара, тепловой или электрической энергии (при использовании полимерных отходов для сжигания взамен первичного ископаемого топлива).
Так как оптимальный вариант утилизации зависит от многих обстоятельств, анализ жизненного цикла может быть распространен в зависимости от типа и состава полимерных отходов на решения, более предпочтительные и сбалансированные с точки зрения безопасной окружающей среды.
В случае смешанных или комбинированных (композитных) полимерных отходов энергетическая ликвидация и процессы утилизации с получением вторичного полимерного сырья часто являются оптимальным выбором.
Полимерные отходы могут быть утилизированы в соответствии с иерархической стратегией жизненного цикла для предотвращения и/или минимизации образования отходов и снижения их потенциального негативного воздействия, что установлено в ИСО 17422 [1]. Потенциальное присутствие в полимерных отходах разнородных примесей требует особого внимания.
Примечания
1 Процедуры раздельного сбора полимерных отходов необходимы, если производственной задачей является утилизация мономеров или других исходных продуктов. Для механической переработки и, безусловно, для всех действий по утилизации полимерных отходов требуются надежный автоматический контроль над ходом процесса и комплексный производственный контроль. Эти процедуры должны включать в себя разработку специальных инструкций по эксплуатации и технических условий, относящихся к полимерным отходам, подвергаемым утилизации, включая, при необходимости, правила оценки соответствия.
2 Хотя переработка и утилизация полимерных отходов относительно новый и быстро развивающийся сектор промышленности, предпринимаются значительные усилия на национальных и региональных уровнях в целях обеспечения законодательных и нормативных (стандартизованных) требований для одного и более рыночных секторов. Наличие законодательных и нормативных требований должно быть учтено пользователями настоящего стандарта.
3 В интересах обеспечения соответствия международному стандарту усилия при разработке настоящего стандарта были направлены на то, чтобы избегать терминологии, которая не избежала противоречий различных законодательных и нормативных требований. Содержание таких терминов и определений, включенное в настоящий стандарт, содержит в себе различные интерпретации. Приведены специальные примеры для того, чтобы показать, может ли материал быть определен как отход, перед тем как его утилизируют. Из-за отсутствия единой точки зрения на терминологию в настоящем стандарте предпринята попытка согласовать ряд сложившихся и возможных перспектив определения и интерпретации термина "отходы".
Настоящий стандарт содержит полноценный информационно-технический массив данных, применимых в условиях различных видов технических законодательств и нормативных баз в сфере ликвидации полимерных отходов. Для облегчения адаптации стандарта в контексте различия национальных и региональных законодательств особенно важно учесть следующие факторы:
a) предмет утилизации и переработки полимерных отходов, как правило, представленный только в рамках управления твердыми отходами, зачастую учитывает терминологию, технологии, организационно-экономические принципы регулирования и инфраструктуру, которые основываются на концепции обращения с твердыми отходами, изложенной выше;
b) альтернативные возможности переработки и утилизации полимерных отходов, будучи более широкими, чем модели управления твердыми отходами, являются приемлемыми, если они базируются на концепции интегрированного управления ресурсами (приложение В) и устойчивого развития;
c) интегрированное управление ресурсами - более широкое понятие по сравнению с управлением только твердыми отходами. Оно включает в себя анализ жизненного цикла для сохранения первичных материальных и энергетических ресурсов с учетом экологических последствий политики и стратегии управления этими ресурсами в перспективе устойчивого развития;
d) в свою очередь, концепция устойчивого развития, применяемая к жизненному циклу, конкретнее - к управлению отходами и первичными ресурсами, является более комплексной, нежели интегрированное управление ресурсами, в связи с тем что она требует учета так называемых трех основных принципов (идей) устойчивого развития: экологические выгоды, экономический рост и социальный прогресс.
Настоящий стандарт должен стать основой для развития национальных стандартов и технических условий, относящихся к ликвидации полимерных отходов, включая их переработку в качестве вторичных материальных ресурсов и сжигание с получением вторичных энергетических ресурсов. Вследствие этого стадии процесса, требования, рекомендации и терминология, представленные в настоящем стандарте, предназначены для широкого применения.
Настоящий стандарт является модифицированным по отношению к международному стандарту ИСО 15270:2008 (Е)*, что связано с необходимостью взаимоувязки всех национальных стандартов Российской Федерации в сфере обращения с отходами производства и потребления. Кроме того, за период с 2008 г., когда был принят примененный международный стандарт, изменились нормы европейского права в области обращения с отходами, в частности Рамочная директива 2006/12/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 5 апреля 2006 г. "Об отходах" [2] была заменена Рамочной директивой 2008/98/ЕС Европейского парламента и Совета Европейского союза от 19 ноября 2008 г. "Об отходах" [3].
_______________