При воздушном разряде разрядный электрод заряжают испытательным напряжением и затем перемещают с заданной скоростью по направлению к ТС, воздействуя разрядом через дугу, возникающую при приближении наконечника достаточно близко к ТС, чтобы пробить диэлектрический материал между наконечником и испытательной точкой.
Скорость сближения разрядного электрода является критичным фактором времени нарастания и амплитуды разрядного тока во время воздушного разряда. Скорость сближения должна быть от 0,1 до 0,5 м/с для любого испытания. Поскольку скорость приближения обычно не измеряют, на практике испытательный генератор должен приближаться к ТС как можно быстрее до тех пор, пока не возникнет разряд или разрядный наконечник не коснется разрядной точки, не вызывая разрушения ТС или генератора.