Статус документа
Статус документа

ГОСТ 10922-2012 Арматурные и закладные изделия, их сварные, вязаные и механические соединения для железобетонных конструкций. Общие технические условия

Приложение И
(рекомендуемое)

     
Методика испытаний арматурного проката на свариваемость

И.1 Контроль свариваемости (пригодности к сварке) арматурного проката проводят испытанием широко применяющихся в строительстве и в наибольшей степени влияющих на механические свойства сварных соединений в соответствии с таблицей И.1.


Таблица И.1 - Наименование сварных соединений арматуры

Способ сварки и тип соединения

Номинальный диаметр арматурного проката (номер профиля) , мм

Число образцов для испытаний на



растяжение

срез

отрыв

изгиб

Ручная дуговая сварка протяженными швами внахлестку

10-25

6

-

-

-

Ванно-шовная сварка на стальной скобе-накладке

20-40

6

-

-

-

Ручная дуговая сварка прихватками крестообразных соединений

10-40

6

-

-

3

Контактная точечная сварка

6-40

6

3

-

3

Контактная стыковая сварка

10-40

6

-

-

-

Дуговая сварка под флюсом тавровых соединений

8-22

-

-

6

3



И.2 Для изготовления образцов сварных соединений используют арматурный прокат, соответствующий следующим требованиям:

- для термомеханически упрочненного и холоднодеформированного проката - с наименьшим значением углеродного эквивалента за годовой период производства стали, предшествующий проведению испытаний;

- для горячекатаного проката - с наибольшим значением временного сопротивления за годовой период производства, предшествующий проведению испытаний.

И.3 Испытаниям на свариваемость подвергают арматурный прокат минимального, среднего и максимального диаметров из набора диаметров (сортамента), производимого предприятием - изготовителем арматурного проката. Арматурный прокат каждого диаметра отбирают для испытаний от трех случайно выбранных плавок, соответствующих требованиям И.2.

И.4 Изготовление образцов сварных соединений

И.4.1 Конструкции и размеры соединений для горячекатаного проката принимают такими же, как для арматуры класса A-III (А400) по ГОСТ 14098. Для термомеханически упрочненного проката конструкции и размеры соединений принимают такими же, как для арматуры A-III (А400) по ГОСТ 14098, за исключением длины скобы-накладки при ванно-шовной сварке (по типу С15-Рс по ГОСТ 14098), которая должна быть не менее ), где - зазор между свариваемыми стержнями.

И.4.2 Применяемые для изготовления сварных образцов из горячекатаного проката оборудование, сварочные материалы, параметры режимов сварки и особенности технологии сварки должны быть такими же, как при сварке арматуры класса A-III (А400), в соответствии с требованиями действующих нормативных документов. При сварке образцов из термомеханически упрочненной и холоднодеформированной сталей технологические параметры также принимаются как для сварки арматуры класса A-III, но со следующими изменениями:

- ручная дуговая сварка протяженными швами внахлестку (по типу С23-Рэ по ГОСТ 14098) осуществляется наложением швов "от краев в середину", при этом каждый последующий шов накладывается после полного остывания предыдущего;

- при ванно-шовной сварке на стальной скобе-накладке (по типу С15-Рс по ГОСТ 14098) фланговые швы, соединяющие скобу-накладку со стержнями, должны накладываться "от краев в середину" в шахматном порядке после полного остывания основного ("ванного") шва;

- контактная стыковая сварка (по типу С1-Ко по ГОСТ 14098) должна осуществляться способом непрерывного оплавления без предварительного подогрева. Предварительный подогрев допускается только при сварке соединений стержней диаметром 32 мм и более.

И.4.3 Конструкции и размеры образцов для испытаний в зависимости от типа соединения, способы испытаний и диаметры арматурного проката принимают такими же, как для арматуры класса A-III (А400).

И.5 Порядок проведения испытаний и оценка их результатов

И.5.1 Испытания сварных образцов на растяжение, срез и отрыв проводят по методикам и с применением приспособлений, предусмотренных ГОСТ 12004, и раздела 7 настоящего стандарта для арматуры класса A-III (А400).

И.5.2 Испытания образцов крестообразных соединений на изгиб проводят вокруг оправки диаметром , равным 5 - при диаметре рабочего стержня до 12 мм включительно или 6 - при диаметре рабочего стержня более 12 мм. Поперечный стержень (меньшего диаметра) при испытаниях на изгиб должен располагаться в зоне максимального изгибающего момента (см. рисунок И.1). Испытания на изгиб образцов тавровых соединений стержней с пластинами проводят вручную с помощью трубы, надеваемой на приваренный отрезок арматурного стержня (см. рисунок И.2).


- диаметр оправки; - максимальный размер поперечного сечения испытуемого арматурного проката; - угол изгиба испытуемого арматурного проката

Рисунок И.1 - Схема испытаний на изгиб крестообразных сварных соединений


- номинальный диаметр испытуемого арматурного проката; - максимальный размер поперечного сечения испытуемого арматурного проката; - угол загиба испытуемого арматурного проката

Рисунок И.2 - Схема испытаний на изгиб тавровых сварных соединений

И.5.3 Результаты испытаний на растяжение образцов стыковых соединений считают удовлетворительными, если разрушение происходит вне места сварки или при разрушении в области сварного соединения при временном сопротивлении не менее 600 Н/мм для горячекатаного и термомеханически упрочненного проката и 550 Н/мм - для холоднодеформированного. Разрушение в зоне сварного соединения должно быть пластичным, т.е. характеризоваться заметным сужением (типа "шейки). Хрупкие разрушения (т.е. под углом 90° к оси стержня и без видимого сужения) не допускаются.

И.5.4 Результаты испытаний на изгиб соединений по И.5.2 считают удовлетворительными, если до угла изгиба 60° образец не разрушился и не возникли видимые трещины. Отслоение поперечного стержня при испытаниях крестообразных соединений, выполненных контактной точечной и ручной дуговой сваркой, браковочным признаком не является.

И.5.5 Результаты испытаний на срез крестообразных соединений с ненормируемой прочностью считают удовлетворительными, если усилие среза составляет не менее , где 500 Н/мм, - номинальная площадь поперечного сечения более тонкого стержня в соединении, по оси которого прилагается нагрузка при испытаниях.