2.1.1. Индивидуальные нормы расхода топлива на единицу работы (машино-час) устанавливаются для средних условий эксплуатации (режимов использования) машины в течение рабочей смены, которые учитываются нормативным коэффициентом изменения расхода топлива в зависимости от загрузки машин (см. п.2.1.3.).
Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатывают для работы машин при положительных температурах окружающего воздуха без учета расхода топлива на внутрихозяйственные (внутригаражные) передвижения, техническое обслуживание, ремонт и хранение машин.
2.1.2. Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени определяют по формуле:
, (2.1)
где - индивидуальная норма расхода топлива строительно-дорожной машины -й марки, кг/маш.-ч;
- удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя машины -й марки, г/кВт·ч (принимают по данным инструкции по эксплуатации двигателя);
- номинальная мощность двигателя строительной машины -й марки, кВт (принимают по данным инструкции по эксплуатации строительной машины).
Примечание. Для перевода мощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лошадиной силы в киловатты - коэффициентом 0,735.
- нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от загрузки машины;
- переводной коэффициент граммов в килограммы.
2.1.3. Значение нормативного коэффициента изменения расхода топлива в зависимости от загрузки машины определяют по формуле:
, (2.2)
где - коэффициент использования двигателя по времени;
- коэффициент использования двигателя по мощности;
- коэффициент, учитывающий изменение удельного расхода топлива в зависимости от степени использования двигателя по мощности;
- коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и регулировку работы двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин в начале смены. 1,03 для всех машин.
Нормативные коэффициенты устанавливаются планирующими организациями по представлению строительных министерств и ведомств.
Коэффициенты для расчета индивидуальных норм расхода, приведенные в формуле (2.2), принимают по данным приложения 1, табл.2 и 3. Приведенные коэффициенты разработаны с использованием расчетно-аналитического, расчетно-статистического и опытного методов на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении определенных объемов и видов работ.
2.1.4. Значения индивидуальных норм расхода топлива для строительно-дорожных машин представлены в приложении 1, табл.4.
Для марок машин, по которым отсутствуют в приложении 1, табл.4 индивидуальные нормы расхода топлива, разрешается министерствам и ведомствам СССР, советам министров союзных республик устанавливать для них временные индивидуальные нормы или в качестве временных могут быть приняты нормы расхода ближайших конструктивно аналогичных машин.
2.1.5. Для строительных машин, созданных на базе автомобильных шасси (автокранов, буровых установок, автобетононасосов и др.) индивидуальные нормы расхода топлива по настоящей методике определяются только на работу оборудования. Нормы расхода топлива на работу пробега (передвижение) таких машин и специализированных транспортных средств (мастерских для диагностирования, технического обслуживания, ремонта и т.п.) принимаются в соответствии с линейными нормами расхода автомобильного бензина, дизельного топлива и сжиженного газа для автомобильного транспорта, утвержденными Постановлением Госплана СССР от 17 июня 1983 г. N 171.
2.1.6. Нормы расхода топлива на работу оборудования (генераторов, компрессоров, насосов и др.) специализированных транспортных средств (мастерских для диагностирования, технического обслуживания, ремонта и т.п.), работающих от двигателя внутреннего сгорания, принимают в размере 0,04 кг на каждый кВт номинальной мощности двигателя на один час работы оборудования.
2.1.7. Норму расхода бензина на работу пусковых двигателей, обеспечивающих запуск дизельных двигателей машин, устанавливают в процентах от нормы расхода дизельного топлива (до 3% в летнее время и до 4,5% в зимнее время).
2.1.8. При работе машин в холодное время года, при установившейся средней температуре воздуха ниже 0 °С, индивидуальные нормы расхода топлива можно увеличивать:
в южных районах страны до 5%
в северных районах страны до 15%