1.3.1. Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.
1.3.2. Расчетно-аналитический метод основан на расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительно-монтажных работ, а также планируемых мероприятий, направленных на экономное и рациональное использование топлива. Расчетно-аналитический метод применяют для расчета индивидуальных и групповых норм расхода топлива.
1.3.3. Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по их эксплуатации. Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм.
1.3.4. Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение. Метод применяют как исключение в тех случаях, когда не представляется возможным использовать расчетно-аналитический и опытный методы.
1.3.5. Для оценки точности метода расчета норм следует производить опытную проверку разработанных индивидуальных норм расхода, а также сравнение расчетных величин с фактическими данными о расходе топлива за отчетный период.
1.3.6. Размерность норм расхода топлива должна устанавливаться в соответствии с единицами измерения, принятыми при планировании и учете топлива, объемов производства работы (продукции), а также обеспечивать практическую возможность контроля за соблюдением норм расхода топлива.
1.3.7. Расход топлива на единицу производимой работы определенного вида или единицу времени работы машины нормируют в килограммах (кг), граммах (г), литрах (л) натурального топлива.
1.3.8. Единицей измерения работы (продукции), выполняемой машинами, является ее физическая величина в натурально-вещественной или другой форме: метр кубический (м), тонна (т), километр (км), тонно-километр (т·км), киловатт-час (кВт·ч), час работы машины (маш.-ч) и т.д.
1.3.9. Нормы расхода топлива разрабатывают на производство единицы работы (продукции) или единицу времени работы машины и измеряют в граммах, килограммах или литрах на метр кубический, тонну, километр, тонну-километр, киловатт-час выполненной работы, либо на час работы машины.
1.3.10. Индивидуальные нормы расхода топлива имеют размерность в килограммах (литрах) на час работы конкретной машины или на единицу производимой работы (продукции) с обозначением единиц измерения - кг/маш.-ч или кг/м, кг/г, км/км, кг/т·км, кг/кВт·ч.
1.3.11. Групповые нормы расхода топлива на работу машин для конкретного уровня планирования измеряют в килограммах (граммах) на планируемое время работы машин или планируемый объем работы с обозначением единиц измерения: ; ; ; ; ; .
1.3.12. Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатываются по маркам (моделям) машин в соответствии с п.2.1 настоящих Методических указаний. Головные организации-разработчики министерств (ведомств) подготавливают и согласовывают нормы расхода топлива на все марки машин, находящихся в эксплуатации.
1.3.13. Головная организация министерства (ведомства), разрабатывающая нормы расхода топлива, производит их опытную проверку в подведомственных строительных организациях и несет ответственность за обоснованность представляемых на утверждение норм расхода топлива.
1.3.14. Рассмотрение, согласование и подготовку к утверждению индивидуальных норм расхода топлива по маркам (моделям) машин производят головные организации-разработчики норм строительных министерств совместно с ЦНИИОМТП Госстроя СССР и НИИПиНом при Госплане СССР. Разработанные индивидуальные нормы периодически пересматриваются с учетом изменения структуры парка машин в строительстве.
1.3.15. Разработанные индивидуальные нормы расхода топлива утверждаются Госстроем СССР по согласованию с Госпланом СССР.
1.3.16. Планирование потребности в топливе на работу строительно-дорожных машин производится в тоннах натурального топлива.
1.3.17. В соответствии с действующими руководящими и справочными материалами при разработке настоящих Методических указаний по расчету норм расхода топлива на работу строительно-дорожных машин принята следующая классификация машин по конструктивным особенностям и принципу работы.
По назначению все строительно-дорожные машины делятся на следующие классы:
1. Для земляных работ
2. Подъемно-транспортные
3. Буровые
4. Сваебойные
5. Для бетонных и железобетонных работ
6. Отделочные
7. Дорожные
8. Ручные машины (механизированный инструмент).
Состав машин по видам внутри каждого класса определен с учетом классификации (прил.1, табл.1), а также статистической отчетности по формам N 1-нт (строит.) и N 12-строительство, утвержденным Госкомстат СССР (5, 6). Особо выделена внутри каждого класса строительно-дорожная техника на автомобильном шасси, относимая к специальным автомобилям (статистическая отчетность по форме 1-автотранспорт).
1.3.18. Номенклатура марок машин, по которой разрабатывают индивидуальные нормы в соответствии с планом-графиком разработки норм расхода бензина и дизельного топлива по маркам (моделям) строительно-дорожных машин, утвержденным Госстроем СССР и согласованным с Госпланом СССР, определяется по согласованию с Отделом механизации и технологии строительства Госстроя СССР в соответствии с Перечнем машин (по маркам и количественному составу), числящихся на балансе производственных подразделений министерства. Номенклатура машин по маркам представляется в соответствии с приведенной выше классификацией по приложению 1, табл.1.