Статус документа
Статус документа

Методические указания по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин

     1.2. Классификация и состав норм расхода топлива

1.2.1. Нормы расхода топлива, разрабатываемые для машин, классифицируются по следующим основным признакам:

по степени укрупнения - индивидуальные и групповые;

по периоду действия - квартальные и годовые*;

________________

* - На предприятиях могут устанавливаться нормы по месяцам, а также маршрутные нормы на период действия маршрута


по составу расходов - технологические (пооперационные) и общепроизводственные.

1.2.2. Индивидуальная норма расхода топлива - норма расхода топлива машиной конкретной марки на производстве единицы работы (продукции) или рабочего времени применительно к определенным условиям производства работы.

1.2.3. Групповая норма расхода топлива - это норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации)*, необходимая для выполнения запланированного объема работ на данном уровне.

________________

* - Предприятие (организация) различных уровней планирования - первичная организация (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.), трест (объединение), главное управление (совет министров союзной республики), строительное министерство (ведомство), строительный комплекс, народное хозяйство.

1.2.4. Технологическая норма - норма расхода топлива на производство данного вида работы (операции) конкретными машинами, которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.

1.2.5. В нормы расхода топлива не должны включаться затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, режимов работы, несоблюдением требований к качеству поставляемого топлива и другими нерациональными затратами.

1.2.6. В нормы расхода топлива на работу машин не включаются расходы топлива на капитальный ремонт машин (включая доставку своим ходом до места капитального ремонта машины и обратно до потребителя, испытания и обкатку капитально отремонтированных составных частей машины, обкатку машин после капитального ремонта перед пуском в эксплуатацию), хранение машин, потери топлива при хранении и транспортировании нефтепродуктов и другие ремонтно-хозяйственные нужды, не связанные с осуществлением непосредственно технологического процесса. Расход топлива на эти нужды должен нормироваться отдельно.

1.2.7. Основными составляющими, участвующими в нормировании расхода топлива на работу машин, являются индивидуальные и групповые нормы, а также нормативные коэффициенты, учитывающие особенности выполнения работы машинами. Нормативные коэффициенты учитывают влияние на расход топлива различных эксплуатационных условий, не учтенных индивидуальными нормами.

1.2.8. Индивидуальные нормы расхода топлива на машины разрабатываются и утверждаются для министерств и ведомств в централизованном порядке для средних эксплуатационных условий работы строительной техники. Индивидуальные нормы расхода топлива разрабатывают головные организации строительных министерств при участии НИИПиН при Госплане СССР и утверждаются Госпланом СССР. Они служат для определения групповых норм расхода топлива на различных уровнях планирования, а также для расчетов нормируемых расходов топлива машинами в строительных организациях.

1.2.9. Групповые нормы расхода разрабатываются на всех уровнях планирования потребности топлива на работу машин и утверждаются вышестоящей организацией.

1.2.10. Групповые нормы расхода топлива определяются, как правило, расчетно-аналитическим методом на основе утвержденных индивидуальных норм расхода с учетом нормативных коэффициентов и соответствующих объемов работ.

1.2.11. Групповые нормы расхода топлива являются плановым показателем затрат топлива на единицу работы строительно-дорожных машин на каждом уровне планирования и служат для определения планируемого потребления топлива и оценки эффективности его использования конкретного предприятия.

1.2.12. При расчетах индивидуальных и групповых норм расхода топлива должны применяться нормативные коэффициенты, которые учитывают влияние местных особенностей эксплуатации на расход топлива двигателями машин. Особенности эксплуатации нормативные коэффициенты учитывают следующими факторами:

внутрисменного использования двигателя машины - отношение времени работы двигателя в течение смены к продолжительности смены;

календарного использования времени машины - отношение времени работы машины к общему календарному времени в году;

использования мощности двигателя - отношение загрузки двигателя по мощности к его номинальной мощности;

доли расхода топлива на запуск и регулировку двигателя машины в начале или в течение смены;

повышенного расхода топлива в периоды эксплуатационной обкатки новых и капитально-отремонтированных машин и их двигателей;

увеличения расхода топлива на работу в холодное (зимнее) время года с температурой воздуха ниже 0 °С;

дополнительного расхода топлива на работу в горных условиях на высоте свыше 1000 м над уровнем моря;

влияние других факторов (квалификация машиниста, технологические условия работы и др.).