9.1 Мероприятия по защите прилегающей территории от транспортного шума определяются категорией автомобильной дороги, интенсивностью движения, характером территории и ее застройки (таблица 9.1).
Таблица 9.1 - Мероприятия по шумозащите прилегающей территории от транспортного шума
Тип (категория) дорог | Характеристики застройки прилегающей территории | Мероприятия по шумозащите прилегающей территории и застройки от транспортного шума |
1 | 2 | 3 |
Загородные автомобильные дороги | Отдельные малоэтажные здания и строения | - создание буферных зон; |
Пригородные участки автомобильных дорог: подходы к крупным городам и в зоне небольших населенных пунктов | Малоэтажная застройка средней плотности | - устройство выемок; |
Городские улицы и дороги | Плотная многоэтажная застройка | - организация движения грузовых автомобилей вне селитебных территорий (выделение городских дорог грузового движения); |
Городские дороги в центральной части крупных городов | Плотная многоэтажная застройка с малым расстояниями между фасадами зданий | - шумозащитные экраны большой высоты (свыше 6 м), при условии обеспечения нормативной инсоляции жилых помещений; |
9.2 Для снижения воздействия транспортного шума на прилегающую территорию следует использовать весь комплекс возможных проектных решений и мер организации движения. Применение тех или иных мероприятий определяется конкретными условиями с учетом технико-экономических требований.
9.3 Независимо от величины превышения уровня звука над допустимым значением при проектировании автомобильной дороги необходимо, в первую очередь, рассмотреть вопрос об увеличении расстояния до застройки для обеспечения акустического комфорта. При превышении уровня звука на 15-20 дБА для снижения транспортного шума можно использовать специальные шумозащитные сооружения. При превышении до 5 дБА - шумозащитные зеленые насаждения и принимать решение об изменении отдельных геометрических элементов дороги.
9.4 При выборе мероприятий по защите от шума следует учитывать их субъективную оценку. Шумозащитное сооружение более эффективно снижает транспортный шум, если источник шума (автомобильная дорога) перестает быть виден из защищаемой от шума точки. В отдельных случаях, даже сравнительно незначительная акустическая эффективность сооружений (около 5 дБА), субъективно воспринимается как значительно большая величина. В то же время, достигнутое существенное снижение уровня звука, при котором источник шума - автотранспортный поток визуально не закрывается от защищаемого объекта, воспринимается меньше реально достигнутого.
9.5 Для предварительной оценки шумозащитной эффективности мероприятий можно воспользоваться данными, приведенными в таблице 9.2.
Таблица 9.2 - Предварительная оценка эффективности мероприятий по снижению шума
Мероприятие для снижения транспортного шума | Акустическая эффективность мероприятия (снижение уровня шума) |
Частичное или полное перекрытие проезжей части (тоннели, шумозащитные галереи) | Существенное, а в случае тоннелей, полное обеспечение требований санитарных норм |
Строительство шумозащитных экранов | до 18 дБА |
Строительство малошумных покрытий по сравнению с плотными асфальтобетонами | до 3 дБА |
Создание в населенных пунктах зон с ограничением скорости движения транспортного потока до 30 км/ч | до 2 дБА |
Замена светофорного регулирования пересечений на кольцевые пересечения | до 4 дБА |
Запрещение движения грузовых автомобилей в ночное время | до 7 дБА (в зависимости от состава транспортного потока и скорости движения) |
"Успокоение" движения транспортного потока | до 4 дБА |
Комбинация ограничения скорости движения с явной для водителя причиной ее снижения | до 3 дБА |
Ограничение скорости движения в комбинации с запрещением подачи звукового сигнала | 1-4 дБА |
Во всех случаях целесообразно дополнительно применять мероприятия по организации движения (выравнивание скорости движения транспортных средств) и устройство малошумных дорожных покрытий.
В "Методических рекомендациях" преимущественно рассмотрены шумозащитные мероприятия, условия движения и территории с застройкой, которые характерны для загородных автомобильных дорог (выделено в таблице 9.1 курсивом).
9.6 Снижение транспортного шума, обеспечивающее частичное или полное соблюдение санитарных норм, осуществляют за счет мероприятий, которые разделяют на пассивные и активные.