10.1.1 При проектировании участков дорог, проходящих в непосредственной близости к территориям, требующим защиты от шума, возможно применение следующих мероприятий:
- удаление трассы вновь проектируемой дороги от защищаемой территории - создание буферных зон;
- проложение участков дороги с учетом существующего рельефа, используя их в качестве естественных преград на пути распространения шума, трассируя дороги на этих участках, по возможности, в естественных выемках, по дну оврагов и ложбин и т.п.;
- проложение участков дороги с учетом расположения нежилых зданий и построек, которые могут играть роль экранов для защищаемых от шума территорий;
- проектирование участков автомобильных дорог, на которых не происходит существенного изменения скорости движения транспортного потока;
- устройство выемок, грунтовых валов, сохранение существующих зеленых массивов или проектирование шумозащитных полос зеленых насаждений.
10.1.2 При трассировании вариантов автомобильных дорог для предварительной оценки степени обеспечения акустического комфорта на стадии технико-экономического обоснования (ТЭО) рекомендуется руководствоваться данными, приведенными в таблице 10.1, и номограммами Приложения В.
Таблица 10.1 - Снижение эквивалентного уровня звука при увеличении расстояния до ближайшей полосы движения
Расстояние до ближайшей полосы движения, м | Снижение эквивалентного уровня звука, дБА, для автомобильных дорог различных категорий | ||
IA, IБ, IB | IA, IБ, IB - II | II-V | |
количество полос движения | |||
6 | 4 | 2 | |
25 | 3,2/3,0 | 3,6/3,4 | 4,7 |
50 | 5,5/5,2 | 6,1/5,7 | 7,5 |
75 | 7,0/6,7 | 7,7/7,2 | 9,2 |
100 | 8,1/7,7 | 8,8/8,3 | 10,4 |
150 | 9,7/9,3 | 10,5/10,0 | 12,2 |
200 | 10,9/10,5 | 11,7/11,1 | 13,4 |
300 | 12,6/12,1 | 13,4/12,8 | 15,2 |
400 | 13,8/13,3 | 14,6/14,0 | 16,4 |
500 | 14,7/14,3 | 15,5/15,0 | 17,4 |
600 | 15,5/15,0 | 16,3/15,7 | 18,2 |
700 | 16,2/15,7 | 17,0/16,4 | 18,8 |
800 | 16,7/16,3 | 17,6/17,0 | 19,4 |
900 | 17,3/16,8 | 18,1/17,5 | 19,9 |
1000 | 17,7/17,2 | 18,5/18,0 | 20,4 |
1250 | 18,7/18,2 | 19,5/18,9 | 21,4 |
1500 | 19,5/19,0 | 20,3/19,7 | 22,2 |
1750 | 20,1/19,6 | 21,0/20,4 | 22,8 |
2000 | 20,7/20,2 | 21,5/20,9 | 23,4 |
Примечание 1. В числителе приведены значения при разделительной полосе шириной 5,0 м, а в знаменателе - шириной 12,0 м. 2. Классификация автомобильных дорог соответствует ГОСТ Р 52398. |
10.1.3 При проектировании и реконструкции продольного профиля на участках, прилегающих к защищаемым от шума территориям, целесообразно смягчать (уполаживать) продольные уклоны до 2% и применять большие радиусы вертикальных выпуклых кривых.
10.1.4 При проектировании поперечного профиля следует уделять особое внимание устройству выемок, обеспечивающих значительное снижение шума на прилегающей территории. Поперечный профиль выемок глубиной 3 м и более рекомендуется принимать в соответствии с альбомом типовых проектов, поскольку высота их откосов часто достаточна для снижения транспортного шума. Внешние откосы выемок рекомендуется выполнять не обтекаемыми, без скругления верхней бровки откосов для большего снижения шума.
10.1.5 В отдельных случаях, когда неизбежно проложение дорог через населенные пункты, для них следует выбирать улицы, наименее загруженные местным движением, а также не имеющие большого развития подземных коммуникаций.
10.1.6 При проектировании участков автомобильных дорог с преимущественно грузовым движением, проходящих через населенные пункты, следует отдавать предпочтение улицам и проездам в промышленных (производственных) и коммунально-складских зонах.