6.1 Основными факторами, определяющими значения ШХТП, являются:
- интенсивность, состав и скорость движения транспортного потока;
- интенсивность движения грузовых автомобилей и автобусов;
- дорожные условия, определяющие режим движения автомобилей транспортного потока.
6.2 На существующих автомобильных дорогах фактические значения ШХТП следует измерять в соответствии с ГОСТ 20444 с учетом требований ГОСТ 31296.2.
6.3 Для проектируемых или реконструируемых автомобильных дорог значение ШХТП в виде эквивалентного уровня звука рассчитывают по формуле [1]:
(6.1)
где - расчетное значение эквивалентного уровня звука транспортного потока, дБА, на расстоянии 7,5 м от оси ближайшей полосы движения и на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части, определяется в зависимости от интенсивности движения по формуле (6.2) или таблице 6.1 (прямой горизонтальный участок дороги, мелкозернистое асфальтобетонное покрытие проезжей части, в составе транспортного потока 40% грузовых автомобилей и автобусов);
- поправка, дБА, учитывающая грузовые автомобили и автобусы в составе транспортного потока, определяется по таблице 6.2 (к грузовым относят автомобили, масса которых составляет более 3500 кг);
- поправка, дБА, учитывающая среднюю скорость движения, определяется по таблице 6.3;
- поправка, дБА, учитывающая величину продольного уклона, определяется по таблице 6.4;
- поправка, дБА, учитывающая тип покрытия проезжей части дороги, определяется по таблице 6.5;
- поправка, дБА, учитывающая ширину центральной разделительной полосы, определяется по таблице 6.6;
- поправка, дБА, учитывающая наличие пересечения автомобильной дороги (см.п.п.6.4 и 6.5 "Методических рекомендаций").
, (6.2)
где - расчетная интенсивность движения, авт./ч, в дневной или ночной периоды времени, определяемая по формулам (6.3) или (6.4):
, (6.3)
, (6.4)
где - расчетная интенсивность движения, авт/ч, за час наиболее интенсивного движения в дневное время (с 7-00 до 23-00);
- расчетная интенсивность движения, авт/ч, за час наиболее интенсивного движения в ночное время (с 23-00 до 7-00);
- среднегодовая суточная интенсивность движения, авт./сутки.
Таблица 6.1 - Расчетные значения эквивалентного уровня звука транспортного потока
Интенсивность движения , авт./ч | Расчетное значение эквивалентного уровня звука , дБА |
50 | 65 |
60 | 66 |
80 | 67 |
100 | 68 |
140 | 69 |
170 | 70 |
230 | 71 |
300 | 72 |
400 | 73 |
500 | 74 |
660 | 75 |
880 | 76 |
1150 | 77 |
1650 | 78 |
2400 | 79 |
3000 | 80 |
4000 | 82 |
5000 | 83 |
6000 | 83 |
7000 | 84 |
8000 | 84 |
свыше 9000 | 85 |
Примечание - При промежуточных значениях интенсивности движения потока эквивалентный уровень звука определяется интерполированием. |
Результат определения по формуле (6.2) или таблице 6.1 следует округлять с точностью до 0,5 дБА.
Таблица 6.2 - Поправка, учитывающая долю грузовых автомобилей и автобусов в составе потока
Доля грузовых автомобилей и автобусов в составе потока, % | <5 | 5-20 | 20-35 | 35-50 | 50-60 | 65-85 | 85-100 |
Поправка , дБА | -3,0 | -2,0 | -1,0 | 0,0 | +1,0 | +2,0 | +3,0 |