В "Методических рекомендациях" применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 акустический центр транспортного потока: Условная точка для выполнения акустических расчетов в жилой застройке шума, производимого транспортными потоками. При определении шумовой характеристики транспортного шума, распространения шума в открытом пространстве акустический центр транспортного потока принимают расположенным на оси ближней к жилой застройке полосы движения на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части.
Для расчета распространения шума за шумозащитными сооружениями акустический центр транспортного потока принимают расположенным:
- для двухполосных автомобильных на оси проезжей части на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части;
- для многополосных дорог (в том числе и с разделительной полосой) на высоте 1,0 м над уровнем проезжей части на оси наиболее удаленной от жилой застройки полосы движения.
3.2 расчетные точки: Точки, назначаемые для оценки соответствия уровней звука транспортного шума от автомобильных дорог в прилегающей застройке требованиям Санитарных норм.
3.3 уровень звука: Уровень звукового давления в нормируемом диапазоне частот, корректированный по частотной характеристике А шумомера по ГОСТ 17187, дБА.
3.4 максимальный уровень звука (, дБА): Наибольшее значение уровня звука за период времени измерения шума. При проведении измерения шума измерительными системами, в которые входят анализаторы статистического распределения, принимаются уровни звука, превышаемые в течение 1% времени измерения.
3.5 эквивалентный уровень звука (, дБА): Уровень звука постоянного, широкополосного шума, оказывающего такое же энергетическое воздействие на человека, как и непостоянный шум за время воздействия (наблюдения) .
3.6 шумовая характеристика транспортного потока (ШХТП): Значения эквивалентного и максимального уровня звука определяют расчетом или измерением при движении транспортного потока в реальных дорожных условиях. ШХТП определяют в точке, расположенной на расстоянии 7,5 м от оси ближней к застройке полосы движения автомобильной дороги на высоте 1,5 м над уровнем проезжей части (ГОСТ 20444-85).
3.7 акустически мягкое покрытие поверхности территории: Поверхность территории между проезжей частью автомобильной дороги и застройкой с удельным акустическим сопротивлением менее или равным 80 Нс/м (свежевыпавший снег, неуплотненная грунтовая поверхность, пашня, щебенистая поверхность и т.д.).
3.8 акустически жесткое покрытие поверхности территории: Поверхность территории между проезжей частью автомобильной дороги и застройкой с удельным акустическим сопротивлением более 80 Нс/м (уплотненный грунт, уплотненный щебень, асфальтобетонное или цементобетонное покрытие и т.д.).
3.9 пассивные мероприятия по снижению шума: Мероприятия, осуществляемые при проектировании дороги и направленные на снижение шума отдельных автомобилей и транспортного потока - применение малошумных покрытий, локальное снижение скорости движения, увеличение расстояния до застройки при проектировании плана, распределение интенсивности движения по улично-дорожной сети.
3.10 активные мероприятия по снижению шума: Мероприятия, направленные на снижение шума на пути его распространения от автомобильных дорог в жилую застройку (шумозащитные экраны, грунтовые валы и т.д.).
3.11 шумозащитное сооружение: Элемент автомобильной дороги, предназначенный для снижения транспортного шума в прилегающей жилой застройке за счет образования за сооружением акустической тени. Шумозащитное сооружение располагают между проезжей частью автомобильных дорог и жилой застройкой.
3.12 отгон длины шумозащитного сооружения: Увеличение длины шумозащитного сооружения за счет дополнительных участков аналогичной конструкции, выходящих за пределы защищаемой от транспортного шума жилой застройки и служащих для предотвращения проникания транспортного шума в застройку.
3.13 отгон высоты шумозащитного сооружения: Изменение высоты шумозащитного сооружения (плавное или ступенчатое) от минимальной (определяется конструктивно или требованиями безопасности движения) до расчетной высоты. Отгон высоты призван обеспечить постепенное изменение шума в салонах проезжающих автомобилей, препятствовать воздействию на автомобили порывов ветра, обеспечить лучшее визуальное восприятие шумозащитного сооружения.