Метод оценки ухудшения качества подвижной радиосвязи в присутствии импульсных помех
Н.1 Введение
В настоящем приложении представлен метод оценки ухудшения подвижной радиосвязи в присутствии импульсных помех.
Н.2 Обзор методов оценки ухудшений
Для получения возможно более полной информации о влиянии автомобилей на работу систем подвижной связи в США были выполнены исследования Федеральной Комиссией Связи (FCC) и Ассоциацией Производителей Автомобилей (MVMA), позднее - Американской Ассоциацией Производителей Автомобилей (ААМА).
При испытаниях объективным и субъективным методами измеряли ухудшение работы систем связи на большом количестве частот приема с использованием нескольких классов источников помех от системы зажигания автомобилей, например, в транспортном потоке и в регулируемой совокупности транспортных средств. Была исследована корреляция между объективными и субъективными методами определения ухудшения работы средств подвижной связи с использованием рейтинговых шкал, предоставленных FCC и MVMA.
Н.2.1 Субъективные испытания
Н.2.1.1 Субъективные испытания, основанные на оценке раздражающего воздействия
Испытания, основанные на оценке раздражающего воздействия помех, проводились FCC с использованием как одиночного транспортного средства, так и группы транспортных средств, имитирующих варианты трафика. FCC использовала рейтинговую шкалу субъективной оценки на основе раздражающего воздействия, которую обычно используют при определении воздействия помех окружающей среды на качество работы, коэффициент выхода из строя и усталость персонала (см. таблицу Н.1).
Таблица Н.1 - Рейтинговая шкала субъективной оценки
Качество звука | Ощущение мешающего воздействия |
5 | Почти отсутствует |
4 | Заметное |
3 | Раздражающее |
2 | Весьма раздражающее |
1 | Настолько сильное, что речевой сигнал едва различим |
Эта система ранжирования весьма схожа с той, что приведена в [4]. Поэтому [4] следует использовать для будущей работы при проведении испытаний по оценке раздражающего воздействия (см. таблицу Н.2).
Таблица Н.2 - Рейтинговая шкала субъективной оценки в соответствии с [4]
Качество звука | Ощущение мешающего воздействия |
Отличное | Незаметное |
Хорошее | Заметное, но не раздражающее |
Посредственное | Слегка раздражающее |
Низкое | Раздражающее |
Плохое | Весьма раздражающее |
Раздражение - субъективная психологическая реакция. Было установлено, что степень раздражения, вызываемого помехами звуковой частоты, зависит от большого числа разных физических и психологических факторов (включая болезни, состояние личных взаимоотношений и семейные проблемы).
Н.2.1.2 Субъективные испытания, основанные на оценке разборчивости
Н.2.1.2.1 Общие положения
Так как наземные подвижные системы связи используются, главным образом, для передачи речевых сообщений, качество функционирования таких систем оценивают, в основном, по разборчивости принимаемого сигнала в присутствии помех от системы зажигания.
Наиболее общим методом определения разборчивости речевого канала является субъективный метод, при котором текст произносят профессиональные дикторы, а группа экспертов оценивает разборчивость звучания. Достоинство такого метода состоит в высокой повторяемости результатов. К сожалению, субъективные методы подсчета дороги и затратны по времени. Поэтому они не нашли широкого применения.
Субъективная шкала для оценки разборчивости сигнала предложена MVMA (см. таблицу Н.3).
Таблица Н.3 - Субъективная шкала для оценки разборчивости сигнала
Категория качества | Качество звука |
5 | Сообщение абсолютно разборчиво |
4 | Сообщение достаточно разборчиво |
3 | Считается, что сообщение понятно, но некоторые слова приходится угадывать |
2 | Сообщение едва угадывается |
1 | Невозможно обнаружить речевой сигнал |