Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 51318.25-2012 (СИСПР 25:2008) Совместимость технических средств электромагнитная. Транспортные средства, моторные лодки и устройства с двигателями внутреннего сгорания. Характеристики индустриальных радиопомех. Нормы и методы измерений для защиты радиоприемных устройств, размещенных на подвижных средствах (с Поправкой)

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает нормы и методы измерений параметров индустриальных радиопомех в полосе частот от 150 кГц до 2500 МГц.

Требования настоящего стандарта распространяются на любые электронные/электрические элементы, предназначенные для использования в транспортных средствах, трейлерах и устройствах с двигателями внутреннего сгорания.

Требования настоящего стандарта направлены на обеспечение защиты приемников, установленных в транспортных средствах, от индустриальных радиопомех, создаваемых элементами/модулями в самих транспортных средствах. Методы и нормы, относящиеся к укомплектованным транспортным средствам, представлены в разделе 5, а методы и нормы для элементов/модулей - в разделе 6.

Для определения соответствия элементов/модулей требованиям настоящего стандарта можно использовать испытание только укомплектованного транспортного средства.

Типы приемников, подлежащих защите: вещательные приемники (звуковые и телевизионные), наземные мобильные радиосистемы, радиотелефон, любительские, гражданские радиосистемы, системы спутниковой навигации (GPS и т.п.) и Bluetooth.

В настоящем стандарте под транспортным средством подразумевают машину с автономным приводом. Транспортные средства включают в себя (но этим не ограничиваются) легковые автомобили, грузовые автомобили, сельскохозяйственные тракторы и снегоходы. Руководство по определению применимости настоящего стандарта к конкретным видам оборудования приведено в приложении А.

Нормы, приведенные в настоящем стандарте, носят рекомендательный характер и являются предметом модификации по согласованию между производителем транспортного средства и поставщиком элементов, используемых в транспортном средстве. Настоящий стандарт также предназначен для использования производителями и поставщиками элементов и оборудования, которые должны добавляться и подключаться к проводке транспортного средства или к бортовому разъему питания после поставки транспортного средства.

Настоящий стандарт не устанавливает требования в части защиты электронных систем управления от воздействия внешних радиочастотных полей, помех переходного характера и флюктуации напряжения питания импульсного типа. Эти требования включены в публикации ИСО.

Так как расположение монтажа, конструкция корпуса транспортного средства и конструкция проводки могут влиять на взаимодействие индустриальных радиопомех (далее - помехи) с бортовой радиосистемой, то в разделе 6 определено несколько уровней норм. Класс используемого уровня (зависит от частотного диапазона) должен быть согласован между производителем транспортного средства и поставщиком элементов.

Методы испытаний, приведенные в настоящем стандарте, должны помочь производителям и поставщикам транспортных средств в части совершенствования конструкции транспортных средств и элементов и обеспечить регламентирование радиочастотных помех на борту транспортных средств.

Значения норм параметров помех приведены в настоящем стандарте для руководства и основаны на использовании типового радиоприемника с антенной, являющейся частью транспортного средства, или с испытательной антенной, если не определена какая-либо особая антенна. Указанные диапазоны частот могут не подходить для всех регионов мира или всех стран. По экономическим причинам производитель транспортного средства должен быть свободен в определении того, какие диапазоны частот применяют в конкретных странах, где будут продаваться транспортные средства, и какие радиослужбы предполагают использовать в этих транспортных средствах.

Например, во многих моделях транспортных средств не предполагается установка ТВ-приемников, поскольку полоса телевизионного вещания занимает существенную часть радиоспектра. Испытание таких транспортных средств и подавление в них источников помех экономически не оправдано.

Производитель транспортных средств должен определить страны, в которых будут продаваться эти транспортные средства, затем выбрать применимые диапазоны частот и значения норм.

В 1979 г. Всемирная Конференция Администраций связи снизила нижний предел по частоте в регионе 1 до 148,5 кГц. Для транспортных средств адекватными считают испытания на частоте 150 кГц. В настоящем стандарте были введены диапазоны частот испытания, которые могут охватить радиослужбы в различных частях мира. В большинстве случаев можно ожидать, что защита радиоприема на соседних частотах будет обеспечена.

Метод качественной оценки ухудшения радиосвязи в присутствии импульсных помех приведен в приложении Н.

Перечень вопросов, находящихся на рассмотрении для последующих пересмотров документа, приведен в приложении I.