Подготовка к полету
§ 18. Полеты с целью тушения лесных пожаров искусственно вызываемыми осадками планируются на основании прогнозов облачной обстановки и фактической горимости на охраняемой территории.
§ 19. Тушению искусственно вызываемыми осадками подлежат лесные пожары, тушение которых принимаемыми мерами не обеспечено.
Данные о фактической горимости на охраняемой территории авиазвенья получают из поступающей оперативной информации авиабазы.
§ 20. Вылет на воздействие производится только при наличии целей. Перед вылетом получают на метеостанции кольцевую карту погоды за ближайший к вылету срок и наносят на нее все данные о пожарах, имеющих место на обслуживаемой самолетом территории. Кроме того, получают специализированный прогноз возникновения конвективных облаков и тщательно анализируют фактическую погоду в районе работ, а также ее возможное изменение в ближайшие 6-9 час. При этом особое внимание уделяется прогнозу развития мощно-кучевой облачности, а также направлению в скорости переноса в слое возможного развития конвекции до уровня 6,0-7,0 км.
§ 21. Специализированный прогноз конвективной облачности авиабазам представляют территориальные Управления Гидрометслужбы.
§ 22. При отсутствии достаточно густой сети ветрового зондирования атмосферы сведения о преобладающем переносе получают с помощью карт барической топографии. Данные о фактической и ожидаемой погоде в районе воздействия, а также данные радиозондирования ближайших к району пунктов (в особенности с наветренной стороны по отношению к зоне пожара) и сведения о направлении и скорости переноса на уровнях изобарических поверхностей 850, 700 и 500 мб заносят в бортовой журнал летчика-наблюдателя в раздел "заметки" (приложение 3).
§ 23. Решение на вылет с целью тушения лесных пожаров искусственно вызываемыми осадками принимается при следующих условиях:
а) если в районе работ ожидается развитие облаков типа Cu cong. мощностью не менее 2,0 км, при суммарном дефиците точки росы на уровнях 850, 700 и 500 мб не свыше 30°;
б) если ожидается приближение холодного фронта или фронта окклюзии по типу холодного.
§ 24. Вылет на активное воздействие планируется с таким расчетом, чтобы к моменту развития конвекции (появления мощно-кучевых облаков) самолет был в намеченном районе работ. При фронтальных условиях вылет намечается с таким расчетом, чтобы встретить зону фронта на некотором расстоянии от района работ.
Проведение воздействий на облака
§ 25. Полет в район работ осуществляется по правилам визуального полета вплоть до выхода к очагу пожара.
§ 26. В целях получения срочной информации об облачной обстановке в районе действия лесных пожаров экипаж самолета-зондировщика устанавливает в полете радиосвязь с авиарайонами и оперативными отделениями, с патрульными самолетами и вертолетами, находящимися в районе работ, и наземными командами пожаротушения.
§ 27. Если в районе пожара имеется облачность, благоприятная для воздействия, принимается решение о начале работ. Перед началом набора высоты осуществляется осмотр пожара с определением линейных его размеров - площади и протяженности действующей кромки.
§ 28. Набор высоты в зоне пожара производится до верхней границы мощно-кучевых облаков. При наборе высоты записывают в бортовой журнал бортаэролога (приложение 2) основные характеристики окружающих облаков: форму, вид, количество в баллах, положение нулевой изотермы, наличие кучево-дождевых и других форм облаков и их расположение относительно очага пожара. Уточняется направление их перемещения.
§ 29. Для активного воздействия выбирают мощно-кучевые облака, двигающиеся с наветренной стороны в сторону пожара. Для получения искусственных осадков необходимо, чтобы вертикальная мощность облака, на которое воздействуют, была не менее 2000 м и температура на уровне воздействия - -6 °С и ниже.
§ 30. Воздействие производят в вершину или боковую часть облака, если верхняя граница находится выше предела досягаемости самолета. Выстрел производится 26 мм пиропатроном через иллюминатор ракетным пистолетом или с помощью специальных кассет.
§ 31. Норма расхода реагента устанавливается в зависимости от его эффективности, объема облака и его температуры на уровне воздействия (см. приложение 9).
§ 32. Чтобы осадки, вызванные из облаков искусственным путем, попали на очаг пожара, определяют расстояние от точки воздействия до зоны горения с учетом скорости перемещения облака и времени начала выпадения осадков.
§ 33. Скорость и направление движения облаков определяют двумя способами:
1) через скорость ветра на уровне 700 мб;
2) по движению теней облаков на земле.
Расстояние от облака до очага пожара определяется по формуле
,
где - скорость движения облаков относительно земли, км/мин;