Статус документа
Статус документа

МР 2.1.10.0059-12 Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума

4. Идентификация опасности

4.1. Этап идентификации опасности предусматривает выявление, сбор и анализ всей возможной информации об источниках шума, воздействующего на население, с целью определения:

уровня и частотных характеристик шума;

распределения шума на селитебной территории;

времени воздействия шума: сутки, неделя, месяц, год и пр.;

численности населения, подвергающегося акустическому воздействию;

вероятных нарушений здоровья, связанных с воздействием шума.

4.2. Основными задачами этапа идентификации опасности являются характеристика источников транспортного шума, выявление особенностей его пространственного и временного распределения, определение численности населения, подвергающегося вредному акустическому воздействию.

4.3. Основными источниками информации для идентификации опасности являются данные инструментальных измерений транспортного шума, шумовые карты населенных мест, полученные при проведении социально-гигиенического мониторинга и другого объективного лабораторного контроля источников, а также расчеты распространения шума и распределения его интенсивности по селитебной территории.

4.3.1. Измерение параметров шума проводится в целях оценки их соответствия гигиеническим нормативам, для проверки полученных расчетных данных, для выявления источников шума.

4.3.2. Проведение расчетов уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях рекомендуется для оценки уровней шума на значительной территории, где развернутые инструментальные исследования являются дорогостоящими и требуют значительного времени, а также при выполнении прогноза шумовой ситуации при градостроительном планировании, размещении гражданских, промышленных объектов и транспорта.

4.4. Общая шумовая нагрузка от автотранспорта определяется как совокупность шумов, создаваемых транспортными средствами на отдельных линейных участках улично-дорожной сети (далее - УДС), к которым отнесены перекрестки и элементы кругового движения.

4.5. Расчет шума от линейного участка автодороги выполняется на основании данных его технической инвентаризации по следующим параметрам:

интенсивность движения по участку УДС исследуемой территории, ед. автомобилей/ч в разное время суток, дней недели, месяца года;

средняя скорость движения по участку УДС, км/ч;

уклоны и вид дорожного покрытия;

состояние дорожного покрытия;

структура транспортного потока по видам автомобильного транспорта: грузовой, легковой, мотоциклы и специальный транспорт. При этом автобусы вместимостью менее 9 пассажирских мест приравниваются к легковому транспорту, прочие - к грузовому.

4.6. Расчет шума от линейного участка железнодорожных путей, включая рельсовый городской наземный электротранспорт, выполняется с учетом следующих показателей:

оценка интенсивности движения подвижного состава в течение суток;

в вид подвижного состава (пассажирский или грузовой);

длина состава и средняя скорость его движения по линейному участку дороги;

среднее количество рельсовых стыков на километр пути;

соответствие железнодорожных путей техническим регламентам.

4.7. Для расчета уровня авиационного шума на территории жилой застройки выполняется сбор следующих данных:

характеристика авиационных "коридоров" (зоны взлета/посадки и подлета);

вид (тип) воздушных судов;

интенсивность трафика (частота полетов отдельных видов воздушных судов);

распределение трафика по времени суток, дням недели и месяцам и т.д.