5.3.1.1 Состав и порядок разработки, подготовки исходных данных, согласования, утверждения проекта планировки тоннелей определяются и уточняются планировочным заданием на разработку проекта.
Планировочное задание составляется с учетом различия по глубине заложения (к тоннелям мелкого и глубокого заложения) и по условиям проходки (к тоннелям в скальных и связных грунтах).
5.3.1.2 Объемно-планировочные и конструктивно-технологические решения для тоннелей должны приниматься с учетом обеспечения максимальной сохранности расположенных поблизости зданий, сооружений и культурно-исторических памятников.
Архитектурный облик наземных сооружений тоннелей должен отвечать эстетическим требованиям, и его следует решать в единой композиции с окружающим ландшафтом и архитектурными сооружениями (ансамблями), расположенными в зоне прилегающей улично-дорожной сети.
5.3.1.3 При проектировании тоннелей, располагаемых в непосредственной близости от жилых и общественных зданий, необходимо предусматривать на въездах и выездах из тоннелей специальные планировочные и конструктивные мероприятия, понижающие шум от проезжающих транспортных средств до допустимых уровней в соответствии с СП 51.13330.
5.3.1.4 В путепроводе тоннельного типа, состоящем из перекрытой (тоннельной) части и двух открытых рамповых участков, места перехода от рамп к перекрытой части следует назначать, как правило, из условия обеспечения беспрепятственного пропуска транспортных потоков и пешеходов над перекрытой частью.
5.3.1.5 При проектировании протяженных тоннелей, сооружаемых двумя способами - открытым и закрытым, границы участков различных способов работ должны определяться на основе технико-экономического сравнения вариантов с учетом градостроительной обстановки и инженерно-геологических условий строительства.
5.3.1.6 У въездов в тоннели следует предусматривать системы, останавливающие въезд транспортных средств на полосы движения.
В разделительной полосе улицы (дороги) на подходах к тоннелю (тоннелям) на расстоянии не менее 500 м от порталов должны быть предусмотрены разрывы для возможности въезда пожарной техники в тоннель во встречном направлении, а также для разворота автомобилей для движения в обратном направлении.
5.3.1.7 Пешеходные переходы, зоны размещения торгово-сервисных объектов и рекреационные зоны, подземные гаражи и паркинги в составе объединенных конструкций с транспортными тоннелями следует проектировать с учетом требований СП 113.13330 и [12].
5.3.1.8 Для автодорожных тоннелей должна быть предусмотрена возможность отвода транспортных средств на случай аварийной ситуации в тоннеле (площадки для разворота транспортных средств, съезды и т.п.) в соответствии с ГОСТ 33153. При невозможности выполнить разворот или съезд транспорта перед порталом каждого тоннеля допускается предусматривать мероприятия по отводу транспортных средств для комплекса тоннелей на участке автодороги.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
5.3.1.9 Автодорожные тоннели длиной более 1500 м при отсутствии остановочных полос могут иметь через каждые 750 м местные уширения с площадками для аварийной остановки транспортных средств.
Длина площадок должна быть не менее 50 м, а ширина - не менее 2,75 м. При двустороннем движении площадки должны располагаться с каждой стороны тоннеля.
Допускается не выполнять площадок для аварийной остановки транспортных средств. Отсутствие площадок должно компенсироваться организацией специальной эксплуатационной службы по своевременному удалению аварийных автомобилей за пределы тоннеля или другими организационными мероприятиями.