4.1 Уровень ответственности железнодорожных и автодорожных тоннелей принимается в соответствии с ГОСТ 27751 и классом сооружения:
- класс сооружений КС-2 (нормальный уровень ответственности): тоннели протяженностью менее 500 м;
- класс сооружений КС-3 (повышенный уровень ответственности): тоннели протяженностью более или равной 500 м.
(Измененная редакция, Изм. N 1).
4.2 Принимаемые технические решения и применяемые конструкции и материалы должны обеспечивать срок службы тоннелей не менее 100 лет. Межремонтные сроки строительных конструкций постоянных устройств должны составлять не менее 50 лет.
4.3 Выбор вариантов трассы тоннелей и комплекса сооружений тоннельных переходов осуществляется на основе сравнения с вариантами трасс и комплексов сооружений мостовых переходов (для подводных тоннелей) и вариантов трасс обходов барьерных мест (препятствий) в плане и в профиле препятствия (для горных и городских тоннелей).
Выбор трасс тоннелей и комплексов сооружений тоннельного перехода выполняется взаимосвязанно с выбором трассы железной и автомобильной дороги в соответствии с ГОСТ 33154, СП 119.13330, СП 34.13330.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.4 Сравнение и выбор вариантов трасс тоннелей с комплексом сооружений тоннельного перехода производятся с учетом обеспечения геополитических интересов страны и соответствия функциональной надежности жизнеобеспечения транспортной коммуникацией прилегающих регионов, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций, по технико-экономическим показателям суммарных, строительных и эксплуатационных затрат, включая затраты на охрану окружающей среды за расчетный период эксплуатации.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.5 Следует избегать расположения тоннелей в зонах тектонических разломов, оползневых участков, в местах повышенного водосбора (в логах, под седловинами водоразделов и т.д.), в карстоопасных районах, а порталов и припортальных участков тоннеля - в местах возможного схода снежных лавин, селевых потоков и камнепадов.
В зонах развития опасных геологических процессов необходимо проектировать защитные сооружения или предусматривать мероприятия в соответствии с СП 116.13330, обеспечивающие необходимую защиту порталов и припортальных участков тоннелей.
(Измененная редакция, Изм. N 2).
4.6 Тоннели, штольни и другие притоннельные сооружения, располагаемые в подземных выработках, должны иметь постоянную крепь-обделку, за исключением притоннельных сооружений, располагаемых в крепких невыветривающихся скальных грунтах.
4.7 Входы в тоннель и штольни, имеющие выход на поверхность, должны быть укреплены и архитектурно оформлены в виде порталов, оголовков, рамп или наклонных газонов.
4.8 (Исключен, Изм. N 2).
4.9 Тоннели, сооружаемые горным способом, с подковообразным внутренним очертанием, максимально приближенным к габариту приближения строений, должны иметь ниши и камеры для укрытия людей и расположения технологического оборудования.
Ниши следует располагать с обеих сторон тоннеля в шахматном порядке, с шагом по каждой стороне 60 м.
Путевые камеры для укрывания людей и размещения оборудования, инвентаря, материалов и механизмов при производстве ремонтных работ выполняются в тоннеле по заданию на проектирование.
Камеры следует устраивать с каждой стороны железнодорожного тоннеля не более чем через 300 м, располагая их в шахматном порядке. При длине тоннеля от 300 до 500 м необходима одна камера в середине тоннеля, а при длине от 500 до 700 м - две камеры с двух сторон на равных расстояниях между ними и порталами.
При устройстве эвакуационных выходов (выработок) в рядом расположенный тоннель или штольню камеры следует совмещать с входом в эти выработки.
Размеры камер и ниш в железнодорожных тоннелях должны быть не менее указанных в таблице 1.
Таблица 1 - Размеры камер и ниш в миллиметрах
Устройства | Ширина | Высота (по середине камеры, ниши) | Глубина |
Камеры в тоннелях: | |||
железнодорожных | 4000 | 2800 | 2500 |
автодорожных | 2000 | 2500 | 2000 |
Ниши в тоннелях: | |||
железнодорожных | 2000 | 2500 | 1000 |
автодорожных | 2000 | 2500 | 500 |
При устройстве эвакуационных выходов (выработок) в рядом расположенный тоннель или штольню камеры следует совмещать с входом в эти выработки.