7.7.1 Аэродромные покрытия, как правило, следует рассчитывать на воздействие нагрузок от воздушного судна конкретного типа.
Допускается проводить расчет на нормативные нагрузки, категории и параметры которых приведены в таблицах 7.9 (для самолетов) и 7.10 (для вертолетов).
Таблица 7.9
Категория нормативной нагрузки для аэродромов | Нормативная нагрузка , на основную (условную) опору самолета, кН | Внутреннее давление воздуха в пневматиках колес , МПа | Основная опора |
в/к | 850 | 1,0 | Четырехколесная |
I | 700 | ||
II | 550 | 1,0 | |
III | 400 | ||
IV | 300 | ||
V | 80 | 0,6 | Одноколесная |
VI | 50 | 0,4 | |
Примечания 1 Расстояния между пневматиками четырехколесной опоры приняты равными 0,7 м между смежными колесами и 1,3 м - между рядами колес. 2 Нормативные нагрузки III и IV категорий допускается заменять нагрузками на одноколесную основную опору и принимать соответственно 170 и 120 кН, а давление в пневматиках колес для нормативных нагрузок V и VI категорий - равным 0,8 МПа. |
Таблица 7.10
Категория вертолетов по взлетной массе | Нормативная нагрузка , на основную (условную) опору, кН | Внутреннее давление воздуха в пневматиках колес , МПа |
Тяжелые | 170 | 0,7 |
Средние | 60 | 0,6 |
Легкие | 20 | 0,4 |
Примечания 1 Основная опора - одноколесная. 2 При назначении конструктивных требований к вертодромам и их элементам нагрузки тяжелых вертолетов (со взлетной массой свыше 15 т) приравниваются к III категории нормативной нагрузки, средних (от 5 до 15 т) - к V категории, легких (менее 5 т) - к VI категории. |
7.7.2 Аэродромные покрытия надлежит рассчитывать по методу предельных состояний. Расчетными предельными состояниями жестких покрытий являются:
бетонных и армобетонных - предельное состояние по прочности;
железобетонных с ненапрягаемой арматурой - предельные состояния по прочности, раскрытию трещин и давлению на грунтовое основание;
железобетонных с напрягаемой арматурой - предельное состояние по образованию трещин и давлению на грунтовое основание.
Расчетными предельными состояниями нежестких покрытий являются:
для покрытий капитального типа - предельные состояния по относительному прогибу всей конструкции и по прочности слоев из асфальтобетона;
для покрытий облегченного типа - предельное состояние по относительному прогибу всей конструкции.
7.7.3 При расчете прочности покрытий воздействие нагрузок от различных типов воздушных судов следует приводить к эквивалентному воздействию расчетной нагрузки. В качестве расчетной нагрузки должно приниматься воздушное судно (категория нормативной нагрузки), оказывающее максимальное силовое воздействие на покрытие.
7.7.4 Покрытия аэродромов по степени воздействия нагрузок воздушных судов и несущей способности подразделяются на группы участков, в соответствии с приложением Л. Приведенные в нем схемы следует уточнять в зависимости от назначения и ведомственной принадлежности аэродромов.
Расчет покрытий вертодромов следует выполнять в соответствии с требованиями для участков группы А (рисунок Л.1).
Толщины конструктивных слоев покрытия обочин и укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, надлежит рассчитывать как для участков группы Г с однократным приложением расчетной нагрузки, но принимать не менее минимально допускаемых значений для материалов конструктивных слоев.
7.7.5 При расчете аэродромных покрытий на прочность коэффициенты динамичности и разгрузки (учитывающий движение по покрытию воздушных судов с большими скоростями) для всех групп участков аэродрома следует принимать в соответствии с таблицей 7.11.
Таблица 7.11
Группа участков аэродромных покрытий | Коэффициент разгрузки | Коэффициент динамичности при внутреннем давлении воздуха в пневматиках колес, МПа | ||
1,0 и менее | свыше 1,0 до 1,5 | свыше 1,5 | ||
А | 1 | 1,2 | 1,25 | 1,3 |
Б | 1 | 1,1 | 1,15 | 1,2 |
В и Г | 0,85 | 1,1 | 1,1 | 1,1 |
Примечания 1 При расчете нежестких покрытий для всех участков и давлений воздуха в пневматиках колес коэффициент динамичности принимают равным 1,1. 2 Для искусственных покрытий обочин и укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, коэффициенты динамичности и разгрузки принимают равным 1. |