7.1 Общие указания
7.1.1 Аэродромные покрытия по характеру сопротивления действию нагрузок от воздушных судов подразделяются на:
жесткие (бетонные; армобетонные; железобетонные; а также асфальтобетонные покрытия на цементобетонном основании);
нежесткие (из асфальтобетона; прочных каменных материалов подобранного состава, обработанных органическими вяжущими; из щебеночных и гравийных материалов, грунтов и местных материалов, обработанных неорганическими или органическими вяжущими; сборных металлических элементов).
Примечания
1 Армобетонным считается покрытие из цементного бетона, армированного металлической сеткой, предназначенной для восприятия температурных напряжений.
2 Железобетонным считается армированное цементобетонное покрытие, в котором необходимую площадь сечения арматуры определяют расчетом на прочность и ширину раскрытия трещин.
7.1.2 Покрытия подразделяются по степени капитальности на:
капитальные (с жестким и асфальтобетонным покрытиями);
облегченные (с нежестким покрытием, кроме покрытия из асфальтобетона).
7.1.3 Аэродромные покрытия должны отвечать требованиям:
безопасности и регулярности выполнения взлетно-посадочных операций воздушных судов;
прочности, надежности и долговечности конструкции в целом и составных ее элементов (обеспечиваются расчетом прочности и выполнением требований к строительным материалам);
ровности и шероховатости поверхности в соответствии с таблицей 7.1;
охраны окружающей среды в соответствии с разделом 10.
Таблица 7.1
Конструктивный элемент, вид работ и контролируемый параметр | Нормативные требования | Метод контроля |
1 Все слои искусственных оснований и покрытий | ||
1.1 Высотные отметки по оси каждого ряда | Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до ±15 мм, остальные - до ±5 мм | Нивелирование |
1.2 Поперечный уклон каждого ряда | То же, до ±0,005, остальные - ±0,002 (но не выше предельно допускаемых уклонов) | Расчет по результатам исполнительной геодезической съемки |
2 Основания, выравнивающие прослойки и покрытия (кроме сборных бетонных) | ||
2.1 Ширина ряда укладки: | ||
монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных покрытий (оснований) и асфальтобетонных покрытий | То же, до ±10 см, остальные - до ±5 см | Измерение мерной лентой, рулеткой |
всех остальных типов оснований, покрытий и выравнивающих прослоек | То же, до ±20 см, остальные - до ±10 см | То же |
2.2 Прямолинейность продольных и поперечных швов покрытий | Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от прямой линии до 8 мм, остальные - до 5 мм на 1 м (но не более 10 мм на 7,5 м) | Измерение металлической линейкой по краю слоя |
2.3 Ширина пазов деформационных швов всех типов покрытий | Не менее проектной, но не более 35 мм | Измерение щупом или штангенциркулем |
2.4 Толщина конструктивного слоя: | ||
монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных и асфальтобетонных покрытий и цементобетонных оснований | Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до минус 5%, но не более 10 мм, остальные - не менее проектной | Измерение металлической линейкой по краю слоя |
всех остальных типов покрытий и оснований | То же, до минус 5%, но не более 20 мм, остальные - не менее проектной | То же |
2.5 Коэффициенты уплотнения конструктивных слоев асфальтобетона, не ниже | Не более 5% результатов определений могут иметь отклонения от указанных значений до минус 0,02, остальные - не менее указанных | По ГОСТ 12801 |
2.6 Прочность бетона | Не ниже расчетного сопротивления растяжению при изгибе, соответствующего проектному классу прочности | По ГОСТ Р 53231 |
2.7 Морозостойкость бетона | Не ниже проектной марки
| По ГОСТ 10060
|
2.8 Неровность по оси ряда (просвет под рейкой длиной 3 м): | ||
искусственных оснований | Не более 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 10 мм, остальные - до 5 мм | По ГОСТ 30412 |
всех типов покрытий и выравнивающих слоев | То же, до 6 мм, остальные - до 3 мм | То же |
2.9 Алгебраическая разность высотных отметок покрытия по оси ряда (точек, отстоящих друг от друга на расстоянии 5, 10 и 20 м) | Не более 5% результатов определений могут иметь значения до 10, 16, 24 мм, остальные - до 5, 8, 16 мм | Нивелирование и расчет по формуле где , , - отметки смежных точек |
2.10 Превышение граней смежных плит в швах монолитных жестких покрытий: | ||
поперечных | Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 6 мм, остальные - до 3 мм | Измерения металлической линейкой или штангенциркулем |
продольных | То же, до 10 мм, остальные - до 3 мм | То же |
3 Сборные покрытия из предварительно напряженных железобетонных плит | ||
3.1 Неровность (просвет под рейкой длиной 3 м) | Не более 2% результатов определений могут иметь значения просветов до 10 мм, остальные - до 5 мм | По ГОСТ 30412 |
3.2 Превышение граней смежных плит в швах сборных покрытий: | ||
поперечных | Не более 10% результатов определений могут иметь значения до 6 мм, остальные - до 3 мм | Измерения металлической линейкой или штангенциркулем |
продольных | То же, до 10 мм, остальные - до 5 мм | То же |
4 Длина покрытий ВПП, РД, перрона и МС по их осям | Не менее проектного значения | Измерение мерной лентой |
5 Глубина текстуры новой поверхности монолитных бетонных, армобетонных, железобетонных и асфальтобетонных покрытий | Не менее 1 мм, но не более 2,5 мм | Измерения методом "песчаного пятна" |
6 Коэффициент сцепления колеса с покрытием ВПП | Не менее 0,45 | По ГОСТ 30413 или измерение машиной АТТ-2 по мокрой поверхности покрытия толщиной слоя воды 1 мм |
Нормативные требования, которые следует выполнять и контролировать при строительстве каждого слоя аэродромного покрытия, и методы контроля приведены в таблице 7.1.
7.1.4 Нормативные и расчетные характеристики бетона, асфальтобетона, материалов, применяемых для устройства оснований под покрытия жесткого и нежесткого видов, следует принимать по приложению И.
7.1.5 Проектный срок службы капитальных покрытий, обеспечивающих эксплуатацию воздушных судов с заданной интенсивностью, должен быть не менее 20 лет для жестких покрытий и 10 лет для нежестких покрытий и жестких, усиленных асфальтобетоном. Покрытия облегченного типа должны проектироваться на срок службы не менее 5 лет.
7.1.6 Покрытия аэродромов, включая слои искусственных оснований, надлежит рассчитывать по методу предельных состояний на многократное воздействие вертикальных нагрузок от воздушных судов как многослойные конструкции, лежащие на упругом основании.
Асфальтобетонные покрытия, кроме того, следует рассчитывать на восприятие аэродинамических нагрузок от газовоздушных струй авиадвигателей, если скорость струи в зоне контакта с покрытием равна или более 100 м/с.
7.1.7 Покрытия на обочинах ИВПП, РД, МС, перронов, укрепляемых участках, примыкающих к торцам ИВПП, и покрытия концевых полос торможения следует предусматривать устойчивыми к воздействию газовоздушных струй от авиадвигателей, а также возможных нагрузок от транспортных и эксплуатационных средств.
7.1.8 Толщину покрытия на укрепляемых участках надлежит принимать по расчету, но не менее минимально допускаемой для конструктивного слоя из данного материала.
7.1.9 Во избежание повреждения воздушных судов при их случайных выкатываниях с ИВПП на гражданских аэродромах с категориями нормативных нагрузок IV и выше сопряжения укрепляемых участков обочин РД, укрепляемых участков, примыкающих к торцам ИВПП, а также отмосток вокруг сооружений водосточно-дренажной сети и кабельной канализации (колодцев, закрытых канав, лотков и т.п.) с грунтовой поверхностью спланированной части ЛП следует устраивать в виде пандуса с заглублением края покрытия (отмостки) в грунт на глубину, равную глубине колеи расчетного типа воздушного судна в грунте, определяемой расчетом. При этом крутизна пандуса должна быть не более 1:10. Отмостки смотровых колодцев рекомендуется устраивать из покрытий нежесткого типа (асфальтобетон, щебень, укрепленный органическим вяжущим и т.д.).