6.1 Грунтовые основания должны обеспечивать несущую способность аэродромного покрытия независимо от погодных условий и времени года. Проектировать грунтовые основания следует с учетом:
состава и свойств грунтов;
типов местности по гидрогеологическим условиям, приведенных в приложении А;
деления территории на дорожно-климатические зоны в соответствии с рисунком Б.1;
сейсмического воздействия при повышенном уровне ответственности согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений;
нагрузки от воздушного судна, оказывающего максимальное силовое воздействие на покрытие, или категории нормативной нагрузки;
опыта строительства и эксплуатации аэродромов, расположенных в аналогичных инженерно-геологических, гидрогеологических и климатических условиях.
6.2 Номенклатура грунтов, используемых для грунтового основания, по генезису, составу, состоянию в природном залегании, пучинистости, набуханию и просадочности должна устанавливаться в соответствии с ГОСТ 25100.
6.3 Характеристики грунтов природного залегания, а также искусственного происхождения должны определяться, как правило, на основе их непосредственных испытаний в полевых или лабораторных условиях с учетом возможного изменения влажности грунтов в процессе строительства и эксплуатации аэродромных сооружений.
Расчетные характеристики грунтов (коэффициент постели для жестких покрытий и модуль упругости для нежестких покрытий) надлежит устанавливать для однородных грунтов в соответствии с приложением В. Для многослойных грунтовых оснований или когда верхний слой грунта уплотнен, а нижний остается неуплотненным и имеет коэффициент пористости 0,8 либо при наличии в естественном основании сплошных скальных грунтов с временным сопротивлением одноосному сжатию не менее 5 МПа, коэффициентом размягчаемости в воде не более 0,75 и неспособных к растворению в воде следует использовать эквивалентный коэффициент постели всего основания (учитывая подстилающий скальный грунт), определяемый согласно приложению Г.
Проектирование грунтовых оснований без соответствующего инженерно-геологического и гидрогеологического обоснования или при его недостаточности не допускается.
6.4 Глубина сжимаемой толщи грунтового основания, в пределах которой учитываются состав и свойства грунтов, принимается по таблице 6.1 в зависимости от числа колес на основной опоре воздушного судна и нагрузки на одно колесо этой опоры.
Таблица 6.1
Число колес на основной опоре воздушного судна | Глубина сжимаемой толщи грунтового основания от верха покрытия, м, при нагрузке на одно колесо основной опоры, кН | ||||
250 | 200 | 150 | 100 | 50 | |
1 | 5 | 4,5 | 4 | 3 | 2 |
2 | 6 | 6 | 5 | 4,5 | 4 |
4 и более | 6 | 6 | 6 | 5 | 5 |
6.5 Глубина сезонного промерзания или для вечномерзлых грунтов - оттаивания определяется расчетом согласно приложению Д для открытой очищенной от снега поверхности покрытия и исчисляется от его верха с учетом вертикальной планировки поверхности аэродрома и теплотехнических характеристик материалов основания и покрытия.
6.6 При наличии в грунтовом основании слабых грунтов (водонасыщенных глинистых, заторфованных, торфа, ила, сапропеля), лессовых, засоленных, набухающих и других просадочных разновидностей грунтов, а также вечномерзлых, просадочных при оттаивании грунтов необходимо учитывать осадки (просадки) грунтов основания , происходящие при производстве земляных работ, а также при дальнейшей консолидации грунта основания в период эксплуатации покрытия под влиянием природно-климатических факторов.
Примечание - К слабым грунтам относятся грунты, модуль деформации которых равен или менее 5 МПа.
6.7 Расчетные значения вертикальных деформаций основания в период эксплуатации покрытия не должны превышать предельных значений , указанных в таблице 6.2.
Таблица 6.2
Аэродромные покрытия | Предельные значения вертикальных деформаций основания , м, для | ||
ИВПП | магистральных РД | МС, РД и др. | |
Капитальные с жестким покрытием: | |||
бетонным, армобетонным, железобетонным монолитным | 0,02 | 0,03 | 0,04 |
железобетонным сборным | 0,03 | 0,04 | 0,06 |
Капитальные с нежестким покрытием | 0,03 | 0,04 | 0,06 |
Облегченные с нежестким покрытием | 0,04 | 0,05 | 0,08 |
При реконструкции или усилении существующих аэродромных покрытий в случаях, когда их фактические вертикальные деформации (по опыту эксплуатации) превышают предельные значения, указанные в таблице 6.2, допустимость превышения деформаций после реконструкции (усиления) должна решаться с учетом опыта эксплуатации существующего покрытия.
6.8 В целях недопущения превышения предельных вертикальных деформаций грунтовых оснований следует предусматривать мероприятия по исключению или уменьшению вредного воздействия природных и эксплуатационных факторов, устранению неблагоприятных свойств грунта под аэродромным покрытием: