Статус документа
Статус документа

СП 121.13330.2012 Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96

     6 Грунтовые основания

6.1 Грунтовые основания должны обеспечивать несущую способность аэродромного покрытия независимо от погодных условий и времени года. Проектировать грунтовые основания следует с учетом:

состава и свойств грунтов;

типов местности по гидрогеологическим условиям, приведенных в приложении А;

деления территории на дорожно-климатические зоны в соответствии с рисунком Б.1;

сейсмического воздействия при повышенном уровне ответственности согласно техническому регламенту о безопасности зданий и сооружений;

нагрузки от воздушного судна, оказывающего максимальное силовое воздействие на покрытие, или категории нормативной нагрузки;

опыта строительства и эксплуатации аэродромов, расположенных в аналогичных инженерно-геологических, гидрогеологических и климатических условиях.

6.2 Номенклатура грунтов, используемых для грунтового основания, по генезису, составу, состоянию в природном залегании, пучинистости, набуханию и просадочности должна устанавливаться в соответствии с ГОСТ 25100.

6.3 Характеристики грунтов природного залегания, а также искусственного происхождения должны определяться, как правило, на основе их непосредственных испытаний в полевых или лабораторных условиях с учетом возможного изменения влажности грунтов в процессе строительства и эксплуатации аэродромных сооружений.

Расчетные характеристики грунтов (коэффициент постели для жестких покрытий и модуль упругости для нежестких покрытий) надлежит устанавливать для однородных грунтов в соответствии с приложением В. Для многослойных грунтовых оснований или когда верхний слой грунта уплотнен, а нижний остается неуплотненным и имеет коэффициент пористости 0,8 либо при наличии в естественном основании сплошных скальных грунтов с временным сопротивлением одноосному сжатию не менее 5 МПа, коэффициентом размягчаемости в воде не более 0,75 и неспособных к растворению в воде следует использовать эквивалентный коэффициент постели всего основания (учитывая подстилающий скальный грунт), определяемый согласно приложению Г.

Проектирование грунтовых оснований без соответствующего инженерно-геологического и гидрогеологического обоснования или при его недостаточности не допускается.

6.4 Глубина сжимаемой толщи грунтового основания, в пределах которой учитываются состав и свойства грунтов, принимается по таблице 6.1 в зависимости от числа колес на основной опоре воздушного судна и нагрузки на одно колесо этой опоры.



Таблица 6.1

Число колес на основной опоре воздушного судна

Глубина сжимаемой толщи грунтового основания от верха покрытия, м, при нагрузке на одно колесо основной опоры, кН

250

200

150

100

50

1

5

4,5

4

3

2

2

6

6

5

4,5

4

4 и более

6

6

6

5

5



6.5 Глубина сезонного промерзания или для вечномерзлых грунтов - оттаивания определяется расчетом согласно приложению Д для открытой очищенной от снега поверхности покрытия и исчисляется от его верха с учетом вертикальной планировки поверхности аэродрома и теплотехнических характеристик материалов основания и покрытия.

6.6 При наличии в грунтовом основании слабых грунтов (водонасыщенных глинистых, заторфованных, торфа, ила, сапропеля), лессовых, засоленных, набухающих и других просадочных разновидностей грунтов, а также вечномерзлых, просадочных при оттаивании грунтов необходимо учитывать осадки (просадки) грунтов основания , происходящие при производстве земляных работ, а также при дальнейшей консолидации грунта основания в период эксплуатации покрытия под влиянием природно-климатических факторов.

Примечание - К слабым грунтам относятся грунты, модуль деформации которых равен или менее 5 МПа.

6.7 Расчетные значения вертикальных деформаций основания в период эксплуатации покрытия не должны превышать предельных значений , указанных в таблице 6.2.



Таблица 6.2

Аэродромные покрытия

Предельные значения вертикальных деформаций основания , м, для

ИВПП

магистральных РД

МС, РД и др.

Капитальные с жестким покрытием:


бетонным, армобетонным, железобетонным монолитным

0,02

0,03

0,04

железобетонным сборным

0,03

0,04

0,06

Капитальные с нежестким покрытием

0,03

0,04

0,06

Облегченные с нежестким покрытием

0,04

0,05

0,08



При реконструкции или усилении существующих аэродромных покрытий в случаях, когда их фактические вертикальные деформации (по опыту эксплуатации) превышают предельные значения, указанные в таблице 6.2, допустимость превышения деформаций после реконструкции (усиления) должна решаться с учетом опыта эксплуатации существующего покрытия.

6.8 В целях недопущения превышения предельных вертикальных деформаций грунтовых оснований следует предусматривать мероприятия по исключению или уменьшению вредного воздействия природных и эксплуатационных факторов, устранению неблагоприятных свойств грунта под аэродромным покрытием: