Статус документа
Статус документа

СП 119.13330.2012 Железные дороги колеи 1520 мм. Актуализированная редакция СНиП 32-01-95 (с Изменением N 1)

     4 Общие положения

4.1 Железные дороги как основной элемент инфраструктуры железнодорожного транспорта проектируются, строятся и эксплуатируются как комплексные обслуживаемые природно-технические системы, функциональная надежность которых обеспечивается наличием необходимой эксплуатационной базы хозяйств дороги и других элементов инфраструктуры железнодорожного транспорта, сооружаемых одновременно со строительством железной дороги, определенных Федеральным законом "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" [2].

Здания, строения, сооружения, устройства и оборудование инфраструктуры железнодорожного транспорта должны удовлетворять требованиям технических регламентов, действующего законодательства Российской Федерации в области градостроительной деятельности и железнодорожного транспорта, иным законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации, а также международным договорам Российской Федерации.

Строительная часть объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, их инженерное оборудование, размещение и контроль за функциональной и конструкционной надежностью должны удовлетворять требованиям безопасности к подсистемам инфраструктуры и соответствующих норм, правил и национальных стандартов.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2 Новые железнодорожные линии и подъездные пути, дополнительные главные пути и усиливаемые (реконструируемые) существующие линии, предназначенные для совместного движения грузовых и пассажирских поездов в общей сети железных дорог, в зависимости от характера и размера перевозок подразделяются на категории, приведенные в таблице 4.1.     


Таблица 4.1

Категория железной дороги

Назначение железной дороги

Признак определения категорийности



Расчетная годовая приведенная грузонапряженность (нетто) в грузовом направлении на 10-й год эксплуатации, млн ткм/км (включительно)

Расчетное максимальное число (доля) пассажирских поездов (включая пригородные) в сутки




пар поездов

поездов в месяц пик

Скоростные магистрали

Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростью свыше 160 до 200 км/ч

Ограничивается пропускной способностью линии

Свыше 60% поездопотока

Свыше 50 поездов в одном направлении

Магистрали с преимущественно пассажирским движением

Железнодорожные магистральные линии для движения пассажирских поездов со скоростью до 160 км/ч

Ограничивается пропускной способностью линии

До 60% поездопотока

До 50 поездов в одном направлении

Особогрузонапряженные магистрали

Железнодорожные магистральные линии для большого объема грузовых перевозок

Свыше 50

Свыше 30%

Ограничивается пропускной способностью железной дороги

I

Железнодорожные магистрали

Свыше 30 до 50

Свыше 20%

Ограничивается пропускной способностью железной дороги

II

То же

Свыше 15 до 30

Свыше 10%
до 20%

Свыше 20 поездов в одном направлении

III

"

Свыше 8 до 15

Свыше 10%
до 15%

Свыше 15 поездов в одном направлении

IV

"

До 8

До 10%

Свыше 10 поездов в одном направлении

V

Подъездные пути с организованным пассажирским движением

Независимо от грузонапряженности

До 4%

До 8 поездов в одном направлении

-

Внутристанционные соединительные и подъездные пути

То же

-

-

Примечания

1. Расчетная грузонапряженность определяется с учетом массы пассажирских поездов.

2. Максимальная скорость движения пассажирских поездов предусматривается: на особогрузонапряженных линиях - до 140 км/ч (при соответствующем обосновании допускается до 160 км/ч), на линиях категорий I и II - 160 км/ч; категорий III и IV - до 140 км/ч; категории V - до 80 км/ч.

3. Подъездные пути с организованным пассажирским движением при максимальной скорости движения поездов до 80 км/ч и внутристанционные соединительные пути должны удовлетворять нормам железнодорожных линий категории III.

4. К внутристанционным соединительным и подъездным путям относятся пути, ведущие к контейнерным площадкам, базам, сортировочным платформам, пунктам очистки, промывки, дезинфекции вагонов, ремонта подвижного состава и выполнения других технологических операций.



4.3 Важнейшими параметрами железной дороги, определяемыми в проекте, являются трасса, продольный профиль, план линии и полоса отвода.

Основные параметры проектируемой железной дороги, включая выбор направления, следует устанавливать технико-экономическим расчетом на перспективу с учетом возможности дальнейшего этапного усиления и стоимости затрат за весь жизненный цикл. Величина ограничивающего уклона* не должна превышать на скоростных магистралях и магистралях с преимущественно пассажирским движением - 40‰, на железных дорогах особогрузонапряженных и категории I - 18‰, категории II - 20‰, категории III - 30‰, категорий IV и V - 40‰.

_______________

* Под ограничивающим уклоном понимают руководящий уклон и наибольший уклон усиленной тяги.


На международных магистральных линиях руководящий уклон следует принимать не более 12,5‰ независимо от их грузонапряженности.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.4 Кривые участки пути новых железных дорог должны быть возможно больших радиусов. Радиусы кривых в метрах следует принимать равными 4000, 3000, 2500, 2000, 1800, 1500, 1200, 1000, 800, 700, 600, 500, 400, 350, 300, 250, 200, 180.

Кривые радиусом менее 300 м допускается применять при соответствующем технико-экономическом обосновании и обеспечении безопасного движения поездов с максимальной для конкретного участка трассы скоростью.

Прямые и кривые участки пути, а также смежные круговые кривые разных радиусов следует сопрягать посредством переходных кривых длиной, назначаемой по расчету с учетом обеспечения безопасности и комфортности движения, определяемых необходимым возвышением наружного рельса для поездов, движущихся с расчетной скоростью на данном участке, и допускаемым значением непогашенного ускорения.

4.5 Проекты новых и реконструируемых (модернизируемых) железных дорог должны разрабатываться комплексно, с учетом потребной пропускной способности на новых линиях - на расчетный срок 10 лет, на реконструируемых - по техническому заданию заказчика. Потребная пропускная способность перегонов должна обеспечивать заданные размеры грузового и пассажирского движения месяца максимальных перевозок с учетом времени на технологические перерывы для содержания и планового ремонта сооружений и устройств, а также исходя из допустимого коэффициента использования пропускной способности для компенсации внутрисуточных колебаний наличной пропускной способности и эксплуатационных отказов в работе, принимаемых не более: 0,85 - для однопутных линий и подъездных путей; 0,87 - для участков с двухпутными вставками; 0,91 - для двухпутных линий и дополнительных главных путей.

4.6 В проектах новых и реконструируемых железных дорог должны соблюдаться габариты приближения строений и по ГОСТ 9238. На прямых участках перегонов расстояние между осями первого и второго пути, а также третьего и четвертого главных путей должно быть не менее 4100 мм. Расстояние между осями второго и третьего путей должно быть не менее 8000 мм, а при скорости движения пассажирских поездов свыше 140 км/ч на участках, где эти скорости могут быть реализованы, - не менее 10000 мм.

В трудных условиях на головных участках у крупных городов и узлов и на станциях по согласованию с органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта допускается уменьшать это расстояние до 6000 мм, с соответствующим снижением скорости движения поездов.

В случае если это приведет к реконструкции путевого развития в непереустраиваемой части станции, при соответствующем обосновании с органами исполнительной власти в области железнодорожного транспорта допускается сохранять существующее междупутье с величиной не менее 5000 мм.

На кривых участках пути расстояние между осями первого и второго пути, а также третьего и четвертого главных путей следует увеличивать в зависимости от радиуса кривой.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.7 При строительстве железной дороги в проекте должны быть предусмотрены режимные наблюдения по специальным программам для объектов, подверженных опасным природным воздействиям. Прогноз вероятности активизации таких воздействий должен содержаться в проекте.

Технологические процессы и комплексы работ, не имевшие аналогов или не применявшиеся ранее в аналогичных условиях строительства, должны выполняться в экспериментальном порядке при обязательном научном сопровождении с последующей корректировкой проектной документации и включением в проект программы режимных наблюдений в ходе временной эксплуатации объекта.

Устройства, используемые в период строительства и временной эксплуатации дороги для проведения наблюдений за состоянием сооружений, подвергающихся воздействиям опасных природных процессов, за температурным режимом грунтов оснований и за работой защитных сооружений, передаются заказчику одновременно со сдачей объекта в эксплуатацию.