ГОСТ Р 55020-2012 Арматура трубопроводная. Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов. Общие технические условия

     4.10 Требования к покрытиям

4.10.1 Задвижки должны иметь наружное антикоррозионное покрытие, выполненное в заводских условиях.

Покрытие должно обеспечивать защиту задвижек от коррозии в процессе их хранения, транспортирования и последующей эксплуатации. Допускается по согласованию с заказчиком поставлять загрунтованные задвижки без наружного антикоррозионного покрытия с последующим нанесением основного покрытия на месте эксплуатации заказчиком задвижек.

4.10.2 Для нанесения наружного антикоррозионного покрытия должны использоваться материалы, согласованные с заказчиком и приведенные в ТУ на задвижки.

Выбор системы защитного антикоррозионного покрытия и его номинальная толщина, а также применяемых материалов проводится с учетом климатической зоны, температуры рабочей среды, категории размещения оборудования, конструктивных особенностей изделия и коррозионной агрессивности атмосферы.

Соответствие свойств ЛКМ требованиям ТУ и/или НД должно быть подтверждено сертификатом качества.

При поставке ЛКМ производитель должен представить технические данные материала, включающие жизнеспособность, рекомендации по нанесению краски, толщине покрытия, требования безопасности при работе с данным материалом и другую необходимую для работы информацию.

Производитель ЛКМ при поставке обязан предоставить заказчику и подрядной организации работ следующие документы и информацию:

- сертификат качества на каждую партию поставляемого ЛКМ;

- сертификаты качества на вспомогательные материалы (растворители, разбавители);

- инструкцию по применению ЛКМ;

- требования по хранению ЛКМ с указанием срока хранения, при котором гарантируется сохранение качества материалов в соответствии с сертификатом качества;

- санитарно-эпидемиологическое заключение на ЛКМ.

Нанесение защитного покрытия в заводских и трассовых условиях должно осуществляться в соответствии с технической документацией (технологические инструкции, технологические карты и т.д.) с учетом рекомендаций завода - изготовителя ЛКМ.

4.10.3 Места, не подлежащие окраске, должны быть указаны в КД на задвижку.

На крепежные детали соединения "корпус-крышка" до покрытия корпуса и крышки должна быть нанесена консервационная смазка и установлены защитные колпаки. Пломбирование крепежа при этом не производят. Концевые участки задвижек должны быть свободными от защитного покрытия для последующего выполнения в трассовых условиях сварочных работ. Длина свободных от покрытия концевых участков задвижек должна составлять от 60 до 120 мм (по согласованию с заказчиком допускается другая длина), на которые должно быть нанесено консервационное покрытие. Концевые участки покрытия должны иметь плавный переход к металлической поверхности с углом не более 30°.

Покрытие должно наноситься равномерным слоем. В процессе работы необходимо контролировать сплошность покрытия (визуально) и толщину мокрой и сухой пленки каждого слоя с помощью толщиномера.

4.10.4 Покрытие должно быть однородным, не иметь пропусков, пузырей, вздутий и мест отслоений. На поверхности покрытия допускаются "шагрень", локальные утолщения и наплывы (до 1 мм), не снижающие толщину покрытия менее указанной в технической документации.

4.10.5 Толщина покрытия должна соответствовать технической документации на выбранную систему покрытия изготовителя ЛКМ.

Допускаемое отклонение толщины отвержденного покрытия в меньшую сторону - 20% при условии, что среднее значение толщины на измеренном участке будет соответствовать номинальной толщине или превышать ее. Допускаемое отклонение толщины отвержденного покрытия в большую сторону определяет производитель ЛКМ с учетом критической толщины конкретного ЛКМ.

Толщина защитного покрытия не нормируется на крепежных деталях (шпильки, гайки), на защитных колпаках, а также на ребрах жесткости, основаниях и проушинах. Диэлектрическая сплошность на этих поверхностях, а также на поверхностях радиусом кривизны менее 10 мм должна быть не менее 2 кВ/мм толщины.

4.10.6 Допускается проводить ремонт (восстановление) локальных дефектов покрытия (повреждений) тем же ЛКМ, которым окрашена задвижка, или ремонтным материалом, аналогичным материалу основного покрытия.

Работы по ремонту (восстановлению) покрытия должны выполняться в соответствии с технологической инструкцией, утвержденной в установленном порядке с учетом рекомендаций предприятия - изготовителя ЛКМ.

По показателям свойств покрытие на отремонтированных участках должно отвечать требованиям ТУ на ЛКМ.

4.10.7 Перемещение, транспортирование и укладка задвижек с покрытием должны осуществляться после достижения покрытием необходимой степени твердости, установленной предприятием - изготовителем ЛКМ.

4.10.8 Правила приемки покрытия

4.10.8.1 Проверку качества и приемку задвижек с покрытием осуществляет ОТК предприятия-изготовителя (или производителя работ).

4.10.8.2 Задвижки с покрытием предъявляют к приемке партиями или единичными изделиями.

Партия состоит из задвижек с наружным покрытием, нанесенным по установившейся технологии изготовителя с использованием материалов покрытия одной марки. Количество задвижек в партии не должно превышать количество изделий, окрашенных в одну рабочую смену.