4.4.1 Конструктивные варианты задвижек приведены в приложении Е.
4.4.2 В зависимости от и могут применяться следующие типы соединения с трубопроводом:
- сварное - для задвижек до 1200 и от 16 до 125 (от 1,6 до 12,5 МПа);
- фланцевое:
а) для задвижек до 1200 и 16 (1,6 МПа);
б) для задвижек до 250 и от 16 до 125 (от 1,6 до 12,5 МПа);
- комбинированное - для задвижек до 250 и от 16 до 125 (от 1,6 до 12,5 МПа).
4.4.3 В конструкции задвижки должна быть предусмотрена возможность автоматического сброса давления из корпусной полости в патрубок при разнице давлений в корпусе и патрубках:
- не более 0,3 - для задвижек 40 (4,0 МПа);
- не более 0,1 - для задвижек 63 (6,3 МПа) (если другое не указано в ТУ).
4.4.4 Задвижки должны иметь ограничитель хода шпинделя при достижении шибером крайнего нижнего и крайнего верхнего положений.
4.4.5 Задвижки должны иметь местный указатель для визуального контроля положения шибера с метками "Открыто", "Закрыто" и указатель направления движения шибера.
4.4.6 В задвижках должны быть предусмотрены устройства для контроля герметичности затвора и промывки нижней части полости корпуса (дренажный трубопровод), изготовленные из коррозионно-стойких сталей. Порядок контроля герметичности затвора и промывки полости корпуса должен быть указан в РЭ. Дренажный трубопровод должен позволять проводить операции по контролю герметичности затвора и промывке нижней части полости корпуса задвижки без остановки нефтепровода.
4.4.7 Дренажный трубопровод должен быть расположен:
- снаружи корпуса - для задвижек 250;
- внутри корпуса - для задвижек 300.
Элементы дренажного трубопровода, находящиеся снаружи корпуса, должны иметь защитный кожух.
4.4.8 Задвижки 300 должны иметь опорные поверхности для установки на фундаменте.
4.4.9 Задвижки должны иметь элементы для строповки, пригодные для подъема задвижки с приводом.
4.4.10 Конструкция и расположение строповых устройств должны исключать контакт строповых тросов с поверхностью задвижки при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ в целях сохранения антикоррозионного покрытия.
4.4.11 При проектировании рекомендуется схема работы задвижки, при которой шибер при открытии должен перемещаться вниз, при закрытии - вверх (проходное отверстие должно быть в верхней части шибера).
4.4.12 Конструкция бугельного узла задвижек под электропривод должна предусматривать болт для крепления клеммы заземления.
4.4.13 Для задвижек с фланцевым и комбинированным присоединением фланцы должны соответствовать ГОСТ Р 54432 и/или КД.
4.4.14 Присоединительные размеры, тип и размеры уплотнительных поверхностей фланцев должны соответствовать исполнениям F (впадина), K (под линзовую прокладку) или J (под прокладку овального сечения) по ГОСТ Р 54432.
Присоединительные размеры, тип и размеры уплотнительных поверхностей ответных фланцев должны соответствовать исполнениям Е (выступ), K или J по ГОСТ Р 54432.
Требования к линзовым прокладкам и прокладкам овального сечения - по ГОСТ Р 53561.
4.4.15 Герметичность сальникового уплотнения задвижек должна быть обеспечена при условии, что втулка сальника входит в сальниковую камеру не более чем на 30% своей высоты, при этом заглубление втулки должно быть не менее 3 мм. При сборке разрезы на соседних кольцах сальниковой набивки смещают на угол (90±5)°.
4.4.16 Задвижки должны иметь верхнее уплотнение шпинделя. Верхнее уплотнение задвижки должно обеспечивать герметичность относительно внешней среды при принудительном поджатии (ручным дублером) усилием управления. Утечки через верхнее уплотнение не допускаются.