ГОСТ Р 55020-2012 Арматура трубопроводная. Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов. Общие технические условия

     4.2 Требования стойкости к внешним воздействиям

4.2.1 Сейсмостойкость

4.2.1.1 Задвижки должны сохранять работоспособность, прочность, герметичность по отношению к внешней среде и в затворе во время и после сейсмического воздействия до значения, указанного при заказе (в баллах по шкале [1]).

4.2.1.2 Сейсмостойкость должна подтверждаться расчетами, а по требованию заказчика - дополнительно подтверждаться испытаниями. Расчеты должны выполняться в соответствии с требованиями норм расчета на прочность (например, ГОСТ Р 52857.1 - ГОСТ Р 52857.6). В расчетах используют общеинженерные или специальные методики и/или компьютерные программы расчета. Ответственность за выбор методики и/или программы расчета несет выполняющая его организация.

4.2.1.3 Расчетам и/или испытаниям на сейсмостойкость должно предшествовать определение собственной частоты колебаний задвижки.

4.2.1.4 Низшая собственная частота колебаний должна рассчитываться по схеме жесткого крепления задвижек за патрубки. Низшая собственная частота колебаний задвижек должна быть не ниже 18 Гц.

4.2.1.5 Расчеты и испытания на сейсмостойкость должны выполняться на сочетание сейсмических и эксплуатационных нагрузок.

В расчетах необходимо учитывать одновременное воздействие сейсмических ускорений в вертикальном и горизонтальном направлениях, нагрузки, передаваемые от трубопровода в соответствии с 4.2.2, а также расчетное давление и усилие по шпинделю.

4.2.1.6 При проведении испытаний учитывают одновременное воздействие сейсмических ускорений в вертикальном и горизонтальном направлениях, а также расчетное давление и усилие по шпинделю.

4.2.1.7 При выполнении расчетов значения ответных максимальных амплитуд ускорений в горизонтальном направлении принимают по спектрам ответа по ГОСТ 30546.1 (рисунок 2) по кривой с 2%-ным относительным демпфированием.

4.2.1.8 При проведении испытаний значения максимальных амплитуд ускорений в горизонтальном направлении на места крепления задвижек принимают по спектрам воздействий в соответствии с ГОСТ 30546.1 (рисунок 1). Значения ускорений в вертикальном направлении составляют 0,7 соответствующих значений ускорения в горизонтальном направлении.

4.2.1.9 При проведении испытаний и расчетов значения ускорений для 10 баллов по шкале [1] удваивают по сравнению со значениями ускорения для 9 баллов по шкале [1].

4.2.1.10 Расчетные сейсмические нагрузки на элементы конструкции задвижки должны определяться умножением эквивалентного расчетного максимального ускорения на инерционные характеристики задвижки.

4.2.2 Нагрузки, передаваемые от трубопроводов

Корпусные детали арматуры должны быть рассчитаны на прочность при совместном действии номинального давления и дополнительных продольных усилий и моментов, передаваемых на патрубки от присоединяемых трубопроводов. Вектор изгибающего момента имеет произвольное направление в плоскости сечения патрубка. Дополнительное продольное усилие направлено вдоль оси патрубков арматуры.

Значения дополнительных нагрузок на патрубки арматуры от присоединяемых трубопроводов - в соответствии с приложением В.

4.2.3 Ветровая нагрузка

Нормативное значение ветрового давления - не менее 0,48 кПа.

Скорость ветра (верхнее значение) - 50 м/с.

При скоростях ветра, вызывающих колебание задвижки с частотой, равной частоте собственных колебаний, необходимо проводить поверочный расчет на резонанс.

Расчетные усилия и перемещения при резонансе должны определяться как геометрическая сумма резонансных усилий и перемещений, а также усилий и перемещений от других видов нагрузок и воздействий, включая расчетную ветровую нагрузку.

4.2.4 Климатические воздействия

4.2.4.1 Климатические исполнения, категории размещения и значения температуры окружающего воздуха при хранении, транспортировании, монтаже и эксплуатации задвижек приведены в таблице 2.


Таблица 2 - Климатические исполнения

Климатическое исполнение по ГОСТ 15150

Категория размещения

Температура воздуха, °С

Верхнее значение

Нижнее значение

У

1

40

Минус 40

ХЛ

1

40

Минус 60



Задвижки категории размещения 1 предназначены для эксплуатации на открытом воздухе (воздействие совокупности климатических факторов, характерных для данного макроклиматического района).

4.2.4.2 При транспортировании, хранении, монтаже и эксплуатации задвижки должны выдерживать колебания температур окружающего воздуха. Величина изменения температуры окружающего воздуха за 8 ч - до 40 °С.