ГОСТ Р 55020-2012 Арматура трубопроводная. Задвижки шиберные для магистральных нефтепроводов. Общие технические условия

     4.1 Общие требования

4.1.1 Задвижки должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, КД, ТУ, стандартам организаций и требованиям заказчика. Требования заказчика могут уточнять и дополнять отдельные положения, при условии, что характеристики задвижки будут не хуже установленных в настоящем стандарте. Требования заказчика могут быть оформлены в виде опросного листа, приведенного в приложении А.

4.1.2 Основные параметры, характеристики и размеры задвижек приведены в таблице 1. Схема условного обозначения задвижек при заказе приведена на рисунке 1. Дополнительно допускается указывать обозначение КД на задвижку и материал корпуса.


Таблица 1 - Основные параметры, характеристики и размеры задвижек

Наименование показателя

Значения или НД, определяющие показатель

Номинальное давление , МПа (кгс/см)

1,6 (16); 2,5 (25); 4 (40); 6,3 (63); 8 (80); 10 (100); 12,5 (125)

Номинальный диаметр

100; 150; 200; 250; 300; 350; 400; 500; 600; 700; 800; 1000; 1050; 1200

Максимальный перепад давлений на задвижке при открытии , МПа (кгс/см)

1,6 (16); 2,5 (25); 3 (30); 4 (40); 5 (50); 6,3 (63); 7 (70); 8 (80); 10 (100)

Максимальный перепад давлений на задвижке в закрытом положении

1,1

Пробное давление

1,5

Рабочие среды

По приложению Б

Температура рабочей среды

От минус 15 °С до плюс 80 °С

Коэффициент сопротивления

Не более 0,1

Герметичность затвора

Класс А по ГОСТ Р 54808

Строительная длина

По таблицам 7, 8, 9

Привод (тип управления)

ЭП - электропривод;

РУ - ручное управление (в том числе редуктор)

Сейсмостойкость

С0 - исполнение для районов с сейсмичностью до 6 баллов по шкале [1] включительно;

С - сейсмостойкое исполнение для районов с сейсмичностью свыше 6 до 9 баллов по шкале [1] включительно;

ПС - исполнение повышенной сейсмостойкости для районов с сейсмичностью свыше 9 до 10 баллов по шкале [1] включительно

Вид климатического исполнения

У1; ХЛ1 по ГОСТ 15150

Установка

Подземная; надземная

Направление подачи рабочей среды

Двухстороннее

Установочное положение

По 9.1

Тип присоединения к трубопроводу

Св - на сварке (корпус с концами под приварку или с приваренными катушками);

Ф - фланцевое;

ОФ - фланцевое с ответными фланцами под приварку к трубопроводу;

К - комбинированное (фланцевое со стороны одного патрубка и на сварке с другого)

Типы, размеры присоединительные и уплотнительных поверхностей фланцев

По ГОСТ Р 54432

Конструкция и размеры фланцев

Литые

Плоские приварные

Приварные встык

Концы патрубков под приварку к трубопроводу

По ГОСТ Р 54432, ГОСТ 16037 или таблице 13 (если иное не предусмотрено КД)

Масса

По ТУ

меньше или равно .

По согласованию с заказчиком допускается применять фланцы по другой НД. Нестандартные соединения - в соответствии с КД.

     


Рисунок 1 - Схема условного обозначения задвижек


Пример условного обозначения задвижки шиберной 1000, 8,0 МПа, 5,0 МПа, присоединение к трубопроводу - на сварке, тип управления - электропривод, в сейсмостойком исполнении - ПС, климатического исполнения У1, обозначение ХХХХХ-1000-02, из стали 09Г2С при заказе:

ЗШ-1000-8,0- 5,0-Св-ЭП-ПС-У1 (ХХХХХ-1000-02, сталь 09Г2С)

4.1.3 Задвижки для подземной установки эксплуатируются без сооружения колодцев (засыпкой в траншеи).

4.1.4 Задвижки для надземной установки эксплуатируются на открытом воздухе без защитных сооружений от атмосферных воздействий или с применением теплоизолирующих конструкций, а также в помещениях.

4.1.5 Материал деталей задвижек и их сварные швы, работающие под давлением, должны быть прочными и плотными.

4.1.6 Прочность основных деталей задвижек должна быть подтверждена расчетом и испытаниями при пробном давлении .

4.1.6.1 Расчет должен включать в себя силовой расчет задвижки, выбор толщин стенок корпуса и крышки задвижки (проектный расчет) и поверочный расчет узлов и деталей.

4.1.6.2 Силовой расчет задвижки проводится в целях предварительного определения усилий на шпинделе и крутящих моментов на приводе, необходимых для обеспечения работоспособности задвижки и герметичности в узле затвора. Исходные данные об удельных давлениях и коэффициентах трения принимаются с учетом опыта разработчика задвижки или по справочным данным. Окончательные значения необходимых крутящих моментов на приводе принимаются с учетом результатов испытаний.

4.1.6.3 Выбор толщин стенок корпуса и крышки проводят инженерным методом с учетом номинального давления. Расчет выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52857.1, ГОСТ Р 52857.2, ГОСТ Р 52857.3.

4.1.6.4 Номинальные допускаемые напряжения для деталей арматуры [], кроме крепежных деталей, определяются в соответствии с ГОСТ Р 52857.1 (подразделы 8.1-8.4).

4.1.6.5 Поверочный расчет должен включать в себя силовые расчеты разъемных соединений, оценки статической и сейсмической прочности деталей, оценку продольной устойчивости шпинделя, оценку удельных давлений в зонах контакта. По специальному требованию заказчика должна также проводиться оценка сопротивления деталей хрупкому разрушению.

4.1.6.6 Поверочный расчет проводят с учетом следующих нагрузок:

- расчетное давление;

- давление гидроиспытаний;

- усилия на шпинделе, соответствующие моменту настройки привода (режим НЭ) и максимальному моменту, развиваемому приводом (режим ННЭ);

- нагрузки от трубопровода;

- сейсмические ускорения элементов арматуры.

4.1.6.7 Силовой расчет соединения "корпус-крышка" выполняют в соответствии с ГОСТ Р 52857.4. Силовой расчет других разъемных соединений выполняется в целях подтверждения нераскрытия стыка при действии нагрузок в режиме НЭ.