Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации "Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения"

     8.1 Общие положения

8.1.1 Конструкцию дорожной одежды и тип покрытия принимают исходя из транспортно-эксплуатационных характеристик и категории проектируемой дороги с учетом интенсивности и состава движения, климатических условий, санитарно-гигиенических рекомендаций, а также обеспеченности района строительства дороги местными строительными материалами [5].

8.1.2 По сопротивлению нагрузкам от автотранспортных средств и по реакции на воздействие климатических факторов дорожные одежды подразделяют на жесткие и нежесткие.

8.1.3 Типы дорожных одежд, основные виды покрытия и область их применения приведены в таблице 26.


Таблица 26 - Типы дорожных одежд

Категория дорог с НИД

Среднегодовая, суточная интенсивность, авт./сут

Тип дорожной одежды*

Вид покрытия

Распределительные

IVA-p

50-400

Капитальный, облегченный

Асфальтобетонное.

Органоминеральные смеси

IVБ-p

<50

облегченный

Органоминеральные смеси,

Щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим

Подъезды

IVA-п

100-400

Капитальный,

Асфальтобетонное, цементобетонное монолитное колейное, железобетонные или армобетонные сборные

Облегченный

Органоминеральные смеси. Щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим

IVБ-п

100-400

Облегченный

Органоминеральные смеси. Щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим

VA

50-99

Облегченный

Органоминеральные смеси. Щебеночные, гравийные и местные материалы, обработанные вяжущим

Переходный

Щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим



<50

Переходный

Щебеночные, устроенные по способу заклинки без применения вяжущих материалов; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущим

Низший

Щебеночно-гравийно-песчаные смеси

Малопрочные каменные материалы и шлаки.

Грунты, укрепленные или улучшенные добавками

Примечание: * - на распределительных дорогах большой протяженности (более 100 км) тип дорожной одежды назначают наибольшей капитальности с учетом технико-экономического сравнения вариантов.



8.1.4 Выбор конструкции дорожной одежды и тип покрытия обосновывают на основе технико-экономического сравнения вариантов (см. п.8.8).

8.1.5 При проектировании дорожных одежд автомобильных дорог с НИД за расчетную принимают согласно ГОСТ Р 52748 нагрузку на одиночную ось двухосного автомобиля, равную 100 кН за исключением дорог категории VA, VБ, на которых - 60 кН. Если на дорогах категории VA и VБ в составе движения грузовых автомобилей (с нагрузкой на ось более 10 тс) не менее 10%, то расчет выполняют на расчетную нагрузку на ось 100 кН.

8.1.6 Дорожные одежды рассчитывают по трем условиям, обеспечивающим требуемый уровень надежности и долговечности конструкции: по прочности, морозоустойчивости и осушению.

При расчете дорожных одежд на прочность используют расчетные значения прочностных и деформационных характеристик материалов и грунтов конструктивных слоев по ОДН 218.046-01 [5].

8.1.7 Для нежестких дорожных одежд капитального и облегченного типов расчет на прочность выполняют по следующим критериям:

- по допустимому общему упругому прогибу конструкции;

- по сопротивлению монолитных слоев усталостному разрушению от растяжения при изгибе;

- по условию сдвигоустойчивости подстилающего грунта и малосвязных конструктивных слоев;

- по колееобразованию [100] .

Конструкции дорожных одежд низшего типа назначают по региональным типовым решениям, разрабатываемым на основе практического опыта и имеющихся местных материалов.

8.1.8 Дорожные одежды категории VA, VБ в отдельных случаях в целях снижения строительных затрат при соответствующем обосновании проектируют с учетом введения ограничения движения по грузоподъемности транспортных средств в неблагоприятные периоды года.

8.1.9 Расчет жестких дорожных одежд на прочность выполняют в соответствии с Методическими рекомендациями [20].

8.1.10 Расчет на морозоустойчивость, как жестких дорожных одежд, так и нежестких дорожных одежд выполняют путем сравнения ожидаемого морозного пучения грунта с допускаемой величиной для рассчитываемого типа дорожной одежды. Дорожные одежды низшего типа на морозоустойчивость не рассчитывают.

8.1.11 Расчет на осушение предусматривает определение толщины дренирующего слоя при заданном коэффициенте фильтрации материала слоя. Расчет выполняют по принципам поглощения или полного осушения.

8.1.12 Жесткие дорожные одежды

8.1.12.1 К жестким дорожным одеждам автомобильных дорог с НИД относят одежды, имеющие покрытия:

- цементобетонные монолитные колейные;

- сборные из железобетонных плит и колейные покрытия.

8.1.12.2 Толщину бетонных покрытий назначают по расчету с учетом материалов основания, но не менее 15-16 см [20].

8.1.12.3. В покрытии устраивают продольные и поперечные швы (сжатия и расширения), делящие покрытие на плиты определенной длины и ширины [20]. В швах предусматривают штыревые соединения. Пазы швов заполняют герметизирующим материалом.

Расстояние между швами сжатия определяют расчетом, но не более 3,0...4,0 м [20]. Расстояние между швами расширения принимают в зависимости от температуры нагрева покрытия в летнее время, толщины покрытия и температуры воздуха во время бетонирования и назначают чаще всего равным 10 длинам плит [20].