Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.2.017-2011 Методические рекомендации "Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог с низкой интенсивностью движения"

     5.4 План и продольный профиль

5.4.1 Проектирование плана и продольного профиля дорог с НИД производят из условия обеспечения безопасности дорожного движения и минимизации затрат на строительство и эксплуатацию таких дорог. При проектировании плана обходят встречающиеся препятствия, ведущие к увеличению стоимости возведения земляного полотна. При проектировании продольного профиля используют грунт выемки с продольным перемещением в насыпь. Предусматривают поперечное перемещение грунта из резервов и канав в насыпь.

5.4.2 Минимальные радиусы горизонтальных кривых назначают, исходя из условий обеспечения:

- устойчивости автомобиля на поворотах, при движении по автомобильной дороге с расчетной скоростью;

- минимального расстояния видимости на горизонтальных кривых.

Минимальные радиусы кривых в плане, обеспечивающие устойчивость расчетного автомобиля на повороте, рассчитывают по методике (Приложения А).

5.4.3 Значения минимальных радиусов горизонтальной кривой, обеспечивающие устойчивость расчетного автомобиля на отдельных наиболее неблагоприятных участках автомобильных дорог, без устройства виража и с устройством виража при различных расчетных скоростях приведены в таблице 9.


Таблица 9 - Минимальный радиус горизонтальной кривой

Расчетная скорость, км/час

Без устройства виража при двускатном поперечном профиле, м

При устройстве виража 40‰, м

1

2

3

20

15

-

30

40

30

40

75

50

50

130

85

60

200

125

70

290

185

80

380

265



5.4.4 Переходные кривые предусматривают на дорогах с НИД категорий IVA-p, IVБ-p, IVA-п, IVБ-п при радиусах кривых в плане 1000 м и менее, на дорогах с НИД категории VA, VБ при радиусах кривых в плане 400 м и менее. Рекомендуемое очертание переходной кривой - клотоида. В стесненных условиях переходная кривая может выполняться как коробовая кривая. Наименьшую длину переходных кривых принимают по таблице 6. Рекомендуемую длину переходных кривых принимают по таблице 11 СНиП 2.05.02-85* [1].

5.4.5 Переломы проектной линии в продольном профиле при алгебраической разности уклонов 20‰ и более сопрягают кривыми.

5.4.6 Максимальные значения продольных уклонов для автомобильных дорог с НИД принимают по таблице 10.


Таблица 10 - Рекомендуемые максимальные продольные уклоны

Назначение автомобильных дорог с НИД

Категория дороги с НИД

Категория рельефа

Равнинный

Пересеченный

Горный

Продольные уклоны

1

2

3

4

5

Распределительные

IVA-p

60

80

100

IVБ-p

70

90

130

Подъезды

IVA-п

70

90 (80*)

120 (90*)

IVБ-п

70

100 (90*)

130 (100*)

VA

70

100

140 (100*)


80

110

150 (110*)

VБ**

80

110 (90)

160 (90)

Примечания

1 * - для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых;

2 ** - для подъездов к сельскохозяйственным угодьям (в скобках даны продольные уклоны для грунтовых дорог)



5.4.7 Для дорог, предназначенных для движения тяжелых грузовиков, не проектируют участки с затяжными уклонами. Предельную длину участка с затяжным уклоном принимают по таблице 11.


Таблица 11 - Предельная длина участка с затяжным уклоном

Рельеф местности

Продольный уклон, ‰

30

40

50

60

70

80

90

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

1

2

3

4

5

6

7

8

Равнинный и слабохолмистый

1200

600

400

300

250

200

150

Сильно пересеченный

-

1500

1200

700

500

400

350



На длинных спусках дорог к промышленным предприятиям предусматривают устройство отводных полос движения, чтобы замедлить тяжелые транспортные средства с вышедшими из строя тормозными системами или потерявшими управление.

5.4.8 Расстояние видимости, минимальные радиусы вертикальных кривых.

5.4.8.1 Минимальное расстояние видимости по условию остановки обеспечивает видимость любых предметов, имеющих высоту 0,2 м и более, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,0 м от поверхности проезжей части.

Минимальные расстояния видимости покрытия проезжей части по условию остановки приведены в таблице 12.


Таблица 12 - Минимальные расстояния видимости покрытия проезжей части по условию остановки