5.2.1 Под расчетной скоростью понимают максимально возможную скорость движения одиночного автомобиля (при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части) на отдельных наиболее неблагоприятных участках трассы, запроектированных с предельно допустимыми значениями геометрических элементов дороги.
5.2.2 По характеру рельефа различают три возможных типа местности:
- равнинная местность - местность с уклонами, не превышающими 1:20 или меньшими на протяжении не менее 500 м. Расстояние видимости по условиям рельефа в плане и продольном профиле достаточно большое и может быть обеспечено без особых сложностей и строительных затрат;
- пересеченная местность - местность с уклонами, в пределах от 1:20 до 1:3 на протяжении не менее 500 м. Естественные уклоны местности превышают уклоны, допустимые для дороги и для обеспечения допустимых параметров в плане и профиле проектируемой автомобильной дороги и требуют устройства насыпей и выемок;
- горная местность - местность с уклонами, которые могут превышать 1:3 на протяжении не менее 500 м. Наклоны поверхности склонов по отношению к поперечному сечению и продольному профилю дороги достаточно крутые, требующие ступенчатой разработки для размещения насыпи.
5.2.3 Значения расчетных скоростей движения принимают в зависимости от назначения проектируемой автомобильной дороги и рельефа местности по таблице 3.
Таблица 3 - Расчетные скорости для проектирования автомобильных дорог
Назначение автомобильных дорог с НИД | Категория дороги | Категория рельефа | ||
Равнинный | Пересеченный | Горный | ||
Расчетная скорость, км/ч | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Распределительные | IVA-p | 80 | 50 | 30 |
IVБ-p | 60 | 40 | 30 | |
Подъезды | IVA-п | 70 | 50 | 30 |
IVБ-п | 60 (50*) | 40 | 30 | |
VA | 50 (40**) | 40 (30**) | 30 (20**) | |
VБ | 40 (30**) | 30 | 30 (20**) | |
VБ*** | 30 (20) | 30 (20) | 30 (20) | |
Примечания 1 * - для подъездов к реакреационным зонам; 2 ** - для подъездов к промышленным предприятиям и месторождениям полезных ископаемых; 3 *** - для подъездов к сельскохозяйственным угодиям, в скобках скорости 20 км/час при расчетном автомобиле - зерноуборочная машина. |
5.2.4 На основании принятой расчетной скорости определяют минимально допустимые значения основных геометрических элементов плана и продольного профиля проектируемой автомобильной дороги в том числе:
- минимальные радиусы кривых в плане;
- минимальные длины переходных кривых;
- максимальные продольные уклоны;
- минимальные радиусы выпуклых и вогнутых кривых;
- минимальное расстояние видимости из условия остановки, движения встречного автомобиля.
5.2.5 Расчетную скорость не изменяют на протяженных, смежных участках проектируемой автомобильной дороги, в пределах единого типа местности, чтобы все геометрические элементы проектируемой автомобильной дороги, на всем её протяжении, воспринимались водителями, как неизменные.
5.2.6 Смена расчетной скорости на проектируемой автомобильной дороге происходит только в случаях резкого изменения рельефа местности, а также по инженерным, экономическим, экологическим и другим соображениям.
При этом переход осуществляют постепенно, с согласованием изменения фактических скоростей движения на смежных участках трассы по коэффициенту безопасности.