5.1 Общие положения
Компоненты, способные влиять на выбросы вредных газообразных веществ и дисперсных частиц, должны быть спроектированы, сконструированы и установлены таким образом, чтобы в условиях нормальной эксплуатации двигатель, несмотря на вибрацию, которой он может подвергаться, соответствовал требованиям настоящего стандарта.
5.1.1 Технические меры, предпринимаемые предприятием-изготовителем, должны обеспечивать эффективное ограничение указанных выбросов в соответствии с настоящим стандартом в течение всего срока эксплуатации двигателя.
5.1.2 При использовании каталитического преобразователя и/или фильтра для дисперсных частиц испытания на прочность, проводимые предприятием-изготовителем согласно существующей технической практике, с помощью протоколов должны подтвердить, что устройства дополнительной очистки будут надежно функционировать в течение всего срока эксплуатации двигателя. Потребителю необходимо предоставить соответствующую гарантию.
5.1.3 Допускается систематическая замена этих устройств после определенного периода эксплуатации двигателя. Любые регулировки, ремонт, демонтаж, чистки, замены элементов или систем, периодически осуществляемые для предотвращения сбоев в работе двигателя, следует проводить только в случае, если это необходимо с технической точки зрения для обеспечения четкого функционирования системы контроля за выбросами. В руководстве по эксплуатации должен быть указан график выполнения операций по техническому обслуживанию с изложением соответствующих гарантийных предписаний.
5.1.4 Выдержки из руководства по эксплуатации, касающиеся устройств(а) дополнительной очистки, должны быть приведены в информационном документе, указанном в приложении В.
5.2 Требования к выбросам вредных газообразных веществ и дисперсных частиц
Для измерения выделяемых испытуемым двигателем вредных газообразных веществ и дисперсных частиц применяют методы, описанные в дополнении 4 к приложению Д.
Допускается использование других систем или газоанализаторов, если они дают результаты, эквивалентные получаемым с применением исходных систем для выбросов:
- вредных газообразных веществ, измеряемых в неразбавленных отработанных газах (см. рисунок Д.2);
- вредных газообразных веществ, измеряемых в разбавленных отработанных газах системы разбавления полного потока (см. рисунок Д.3);
- дисперсных частиц - система разбавления полного потока, имеющая отдельный фильтр для каждого режима (см. рисунок Д.13).
Эквивалентность определяют на основе корреляционного исследования рассматриваемой системы и одной или более указанных систем с семью (или более) испытательными циклами.
Критерий эквивалентности устанавливают в качестве согласованной величины ±5% средневзвешенных величин по циклам выбросов согласно Д.3.6.1.
Для введения новой системы в Правила эквивалентность определяют на основе расчетов повторяемости и воспроизводимости результатов в соответствии с ГОСТ Р ИСО 5725-1.
5.2.1 Значения выбросов вредных веществ не должны превышать значений, указанных в таблице 2.
Таблица 2
Диапазон мощности | Полезная мощность , кВт | Оксид углерода | Углеводороды | Оксиды азота | Дисперсные частицы |
г/(кВт·ч) | |||||
130560 | 3,5 | 1,0 | 6,0 | 0,2 | |
75130 | 5,0 | 0,3 | |||
3775 | 1,3 | 7,0 | 0,4 | ||
1837 | 5,5 | 1,5 | 8,0 | 0,8 |
Окончание таблицы 2
Диапазон мощности | Полезная мощность , кВт | Оксид углерода | Сумма углеводородов и оксидов азота | Дисперсные частицы |
г/(кВт·ч) | ||||
130560 | 3,5 | 4,0 | 0,2 | |
75130 | 5,0 | 0,3 | ||
3775 | 4,7 | 0,4 | ||
1937 | 5,5 | 7,5 | 0,6 |
Предельные величины для диапазонов мощности включают коэффициенты ухудшения, рассчитываемые в соответствии с дополнением 5 к приложению Д.
Для серийно выпускаемых двигателей, поставленных на производство до введения в действие настоящего стандарта, начиная с 1 марта 2013 г., а для всех проектируемых и модернизируемых - начиная с даты введения в действие настоящего стандарта, сертификация двигателей с диапазонами мощностей , , и на соответствие требованиям настоящего стандарта не проводится.
Начиная с 1 января 2014 г. не подлежат коммерциализации двигатели с диапазонами мощностей , , и , а с диапазонами , , и это возможно только при наличии официально выданных сертификатов, подтверждающих их соответствие требованиям настоящего стандарта.
5.2.2 Если одна серия двигателей охватывает несколько диапазонов мощности, как определено в соответствии с приложением Б, то значения выбросов исходного двигателя и двигателей всех типов, относящихся к данной серии, должны отвечать более жестким требованиям применительно к более высокому диапазону мощности.