6.3.1 Общие требования к анализу риска
6.3.1.1 Основными целями анализа риска являются:
- выявление опасностей и опасных событий;
- рассмотрение путей реализации опасностей, ведущих к возникновению опасных событий;
- определение уровней рисков, связанных с этими опасными событиями.
6.3.1.2 Анализ риска в общем случае должен включать:
а) определение области применения анализа риска по ГОСТ Р 51901.1 (подраздел 4.2);
б) идентификацию риска;
в) оценку величины риска, состоящую из:
1) анализа частот возникновения возможных причин опасности, их продолжительности и характера (далее - анализ частот);
2) анализа последствий реализации опасности, включая определение типа и характера, а также тяжести последствий (далее - анализ последствий);
3) определения уровня риска;
г) установление критериев риска;
д) документальное обоснование по 6.2;
е) корректировку анализа риска по результатам мониторинга и пересмотра риска.
6.3.1.3 Уровни риска должны быть четко определены в качественном или количественном выражении.
Примечание - В некоторых случаях уровень риска может быть выражен только вероятностью (частотой) наступления определенных видов последствий или тяжестью последствий, а не их сочетанием.
6.3.1.4 Персонал (отдельное лицо или рабочая группа), участвующий в анализе риска, должен быть ознакомлен с методами, используемыми для анализа риска, и обладать необходимыми знаниями о рассматриваемом объекте инфраструктуры или подвижного состава.
6.3.1.5 Если имеются результаты анализа риска для аналогичного объекта инфраструктуры или подвижного состава, они могут быть использованы в качестве справочного материала. При этом необходимо доказать, что отличия рассматриваемого и аналогичного объектов не вносят существенных различий в результаты анализа риска. Выводы должны быть основаны на систематической оценке отличий и на том, каким образом они могут влиять на существующие опасности.
6.3.2 Выбор метода анализа риска
6.3.2.1 Выбор метода анализа риска осуществляют в зависимости от:
а) этапа жизненного цикла объекта инфраструктуры и подвижного состава, на котором проводят анализ риска (эксплуатация, модернизация или вывод из эксплуатации и утилизация);
б) целей и задач анализа риска.
Примечание - В случае если предпринимается сопоставительное исследование различных вариантов конструкции объекта инфраструктуры и подвижного состава, может оказаться приемлемым использование довольно грубых моделей последствий для составных частей объекта инфраструктуры и подвижного состава, не подверженных изменениям;
в) типа анализируемого объекта инфраструктуры и подвижного состава и видов опасности;
г) глубины проведения анализа;
д) требований к людским ресурсам, степени компетентности персонала и другим необходимым ресурсам.
Примечание - Простой, хорошо разработанный метод обеспечит более достоверные результаты по сравнению с более усложненной процедурой, которая разработана недостаточно хорошо;