Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     3.6.1. Устройство и принцип действия


Пружинно-гидравлическими приводами тормоза снабжены подъемные машины с диаметром барабана 1,2, 1,6 и 2,0 м, выпускаемые Донецким машиностроительным заводом им. ЛКУ.

3.6.1.1. Пружинно-гидравлический привод тормоза с немодернизированной станцией управления (рис.3.26)


Рис.3.26. Пружинно-гидравлический привод тормоза с немодернизированной станцией управления:

1 - бак; 2, 3, 4 - насосы; 5, 6, 7 - фильтры; 8, 9, 10 - обратные клапаны; 11 - редукционный клапан; 12, 13, 14 - манометры; 15 - регулятор давления; 16 - устройство предохранительного торможения (УПТВ); 17, 18 - цилиндры; 19 - предохранительный клапан с переливным золотником; 20 - клапан замедленного торможения; 21 - воздушный фильтр; 22 - сетчатый фильтр; 23 - кран механизма перестановки; 24 - цилиндр механизма перестановки; 25, 26 - конечные выключатели


Каждый исполнительный орган тормоза имеет свой привод. Затормаживающее усилие создается за счет первоначального сжатия пружинных блоков. Растормаживание происходит подачей масла в цилиндры приводов тормоза.

Масло от насосов 2, 3, 4 через фильтры 5, 6, 7 и обратные клапаны 8, 9, 10 поступает в общий нагнетательный маслопровод, давление в котором контролируется манометром 12. У машин с диаметром барабана 2,0 м обычно в работе одновременно участвуют два насоса, третий находится в резерве. Если не требуется быстрое оттормаживание машины, то можно работать от одного насоса. У машин с диаметром барабана 1,2 и 1,6 м имеются два насоса, из которых один работает, второй в резерве.

Из общего нагнетательного маслопровода через редукционный клапан 11 (в некоторых выпусках машин отсутствует) масло поступает к устройству УПТВ предохранительного торможения 16. При оттормаживании машины масло поступает в цилиндры приводов тормоза 17 и 18 последовательно через устройство предохранительного торможения и регулятор давления 15. При рабочем торможении масло выпускается из цилиндров через регулятор давления, а при предохранительном торможении через устройство предохранительного торможения и клапан замедленного торможения 20.

К общему нагнетательному трубопроводу подключен предохранительный клапан с переливным золотником 19. Слив с предохранительного клапана объединен с заливной горловиной. Это сделано для фильтрации отработанного масла.

Воздушный фильтр 21 служит для очистки воздуха, засасываемого в бак при оттормаживании машины.

Кран механизма перестановки 23 предназначен для подачи масла в цилиндр механизма перестановки 24 при расцеплении барабанов. Одновременно этим краном выпускается масло из цилиндра привода тормоза переставного барабана.

В гидравлической тормозной системе однобарабанной машины отсутствуют элементы 23 и 24.

Недостатком такой станции управления является то, что при снятии напряжения цепей управления масло из цилиндров выпускается одновременно через регулятор давления и УПТВ. В этом случае теряет смысл дросселирование выпуска масла через УПТВ с помощью клапана замедленного торможения, поскольку через регулятор давления масло выпускается без каких-либо дроссельных устройств. Это обстоятельство ограничило область применения машин с такими станциями только теми установками, на которых не требуется двухступенчатое торможение.

3.6.1.2. Пружинно-гидравлический привод тормоза с модернизированной станцией управления (рис.3.27)


Рис.3.27. Пружинно-гидравлический привод тормоза с модернизированной станцией управления:

обозначения те же, что на рис.3.26


С 1977 г. машины с пружинно-гидравлическим приводом тормоза выпускаются с модернизированной станцией управления, лишенной недостатка станций управления старого типа. Модернизация заключается в том, что изменено расположение регулятора давления и УПТВ. Со стороны напорного трубопровода первым стоит регулятор давления 15, затем - устройство предохранительного торможения 16. Здесь при предохранительном торможении как без снятия напряжения, так и при снятии напряжения масло из цилиндров выпускается только через УПТВ и далее через клапан замедленного торможения 20. Изменена конструкция УПТВ. В старой конструкции при выключении УПТВ по мере перемещения золотника вначале перекрывается канал, соединяющий регулятор давления с напорным трубопроводом, затем полость тормозных цилиндров соединяется со сливным трубопроводом. Такая конструкция неприемлема для модернизированных станций управления, так как при застревании золотника УПТВ в промежуточном положении окажется невозможным осуществить ни предохранительное, ни рабочее торможение. В новой конструкции УПТВ за счет укорочения золотника при опускании последнего вначале соединяется полость тормозных цилиндров со сточным баком, затем перекрывается канал к регулятору давления (сравните расположение проходов при промежуточном незафиксированном положении золотникового распределителя УПТВ на рис.3.26 и 3.27). Благодаря этому при любом положении золотника УПТВ возможен слив масла из тормозных цилиндров либо через УПТВ, либо через регулятор давления.

Кроме того, в модернизированной станции улучшена конструкция клапана замедленного торможения.

По чертежам завода им. ЛКУ могут быть модернизированы старые станции управления.