3.6.2.1. Привод тормоза
На рис.3.28 приведен общий вид пружинно-гидравлического привода тормоза подъемных машин Ц-2х1,5 и 2Ц-2х1,1. Приводы машин с диаметром барабана 1,2 и 1,6 м отличаются от приведенного количеством секций в пружинном блоке (2 секции) и конструкцией отдельных деталей.
Рис.3.28. Пружинно-гидравлический привод тормоза подъемных машин Ц-2х1,5 и 2Ц-2х1,1
1 - вилка; 2 - тяга; 3 - верхний диск; 4 - пружины; 5-6 - промежуточные диски; 7 - опорный диск; 8 - воздухоотводная пробка; 9 и 12 - верхняя и нижняя крышки; 10 - цилиндр; 11 - поршень; 13 - опора; 14 - бронзовая втулка; 15 - тяга; 16 - гайки; 17 - стакан
Пружинный блок состоит из опорного диска 7, промежуточных дисков 5 и 6, верхнего диска 3, пружин 4. Пружины опираются на стаканы 17. Цилиндр 10 закрыт крышкой 9, ограничивающей перемещение поршня 11 вверх. Эта же крышка служит для установки тяг 15, которые являются направляющими для пружинного блока. Гайками 16 на концах тяг пружинный блок затягивается на усилие, необходимое для создания расчетного тормозного момента. Усилие затяжки пружинного блока через опорный диск передается на шток поршня и через него - на угловой рычаг исполнительного органа тормоза. При подаче масла в цилиндр шток и опорный диск поднимаются вверх, растормаживая машину. Для уменьшения сил трения между штоком и крышкой 9 в последнюю запрессована бронзовая втулка 14. Для подвода густой смазки к трущимся поверхностям в крышке имеется масленка и канал в бронзовой втулке. В процессе эксплуатации через неплотности в гидросистему попадает воздух. Накопившийся под поршнем воздух выпускается через воздухоотводящую пробку 8.
Ревизию и наладку привода тормоза выполняют в следующем порядке:
произвести внешний осмотр;
разобрать тормозной цилиндр и произвести его внутренний осмотр;
разобрать пружинный блок (в случае необходимости);
собрать привод, проверить его работу и отрегулировать;
настроить блокировочные выключатели.
При внешнем осмотре привода необходимо проверить:
1) отсутствие трещин и других дефектов пружин, целость опорных стаканов пружин;
2) состояние тяг 15 (см. рис.3.28). Резьба тяг должна быть исправной. Не допускается погнутость тяг и затирание тягами краев отверстий в дисках 5, 6 и 7;
3) свободу перемещения штока в бронзовой втулке крышки 9;
4) состояние опоры 13. Проверить поступление смазки к опоре, если в шарнирном валике имеется смазочный канал.
Разборку цилиндра для осмотра его внутренней поверхности и поршня рекомендуется производить в следующем порядке:
разгрузить подъемные сосуды и зафиксировать орган навивки стопором;
демонтировать стойку с блокировочными выключателями;
отпустить контргайки на горизонтальной тяге исполнительного тормоза;
растормозить машину и зафиксировать пружинный блок в сжатом состоянии при помощи распорок, установленных между опорным диском 7 и крышкой 9, скрепить распорки между собой (в качестве распорок можно применить разрезанный вдоль отрезок трубы требуемых размеров);
отключить маслонасосы;
вывернуть болты, крепящие верхнюю крышку цилиндра;
укорачивая горизонтальную тягу 2 (см. рис.3.5) исполнительного органа тормоза, поднять поршень с верхней крышкой цилиндра и пружинным блоком на требуемую для осмотра высоту.
При внутреннем осмотре цилиндра необходимо проверить:
1) рабочую поверхность цилиндра, которая не должна иметь задиров, раковин, ржавчины и других дефектов. Незначительные дефекты устранить шабером или мелкой наждачной шкуркой. При наличии более крупных дефектов цилиндр подлежит замене;