Пружинно-пневматические приводы тормоза выпускают двух видов: с тормозными грузами (пружинно-грузовой пневматический привод) и без грузов (пружинно-пневматический привод). В пружинно-грузовом пневматическом приводе пружинный блок является источником тормозного усилия рабочего торможения и первой ступени предохранительного торможения. Вторая ступень предохранительного торможения создается тормозными грузами. В пружинно-пневматическом приводе пружинный блок является источником тормозного усилия как при рабочем, так и при предохранительном торможении.
Пневматические схемы тормозных устройств определяются типом привода тормоза (с тормозными грузами или без них), исполнением (нормальное или взрывозащищенное), типом машины (двухбарабанная, однобарабанная, многоканатная), годом изготовления и отличаются друг от друга типом регулятора давления, типом электромагнитных клапанов, количеством и схемой их включения.
На рис.3.32 приведена схема пружинно-грузового пневматического привода тормоза многоканатной подъемной машины.
Рис.3.32. Схема пружинно-грузового пневматического привода тормоза многоканатной подъемной машины:
1, 2 - компрессоры; 3, 4 - электропневматические вентили; 5, 6 - температурные реле; 7, 8 - термометры; 9, 10, 11 - обратные клапаны; 12, 16, 17, 18, 19 - вентили; 13 - водомаслоотделитель; 14 - воздухосборник; 15 - воздухосборник панели тормоза; 20 - электроконтактный манометр; 21, 23, 38, 39 - манометры; 22 - предохранительный клапан; 24 - маслораспылитель; 25 - фильтр; 26, 27, 28, 29 - регулируемые выхлопные устройства; 30 - тормозной груз; 31, 32 - цилиндры предохранительного торможения; 33, 34 - цилиндры рабочего торможения; 35, 36, 37 - конечные выключатели