Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     3.5.2. Ревизия и наладка тормоза с грузогидравлическим приводом

3.5.2.1. Аккумулятор давления и маслосистема

При ревизии и наладке аккумулятора давления и малосистемы необходимо проверить:

1) количество, сорт и состояние масла, залитого в маслосистему (сорт масла проверить по документации или путем опроса обслуживающего персонала шахты). Взять пробу масла со дна сточного бака и визуально определить его чистоту.

В маслосистему должно заливаться индустриальное масло И-12А. Можно также применять смесь, состоящую из 25% машинного масла СУ и 75% трансформаторного масла. Наличие механических примесей и грязи в масле не допускается. Перед заливкой масла сточный бак должен быть промыт керосином. Заливать масло следует через густую сетку. Рекомендуется смену масла в тормозной системе производить через каждые 6 мес. Однако при отсутствии признаков загрязнения или разложения масла этот срок может быть увеличен. Норма заливки масла - 120 кг.

Недостаточное количество масла может привести к захватыванию воздуха маслонасосом и попаданию его в тормозную систему, что недопустимо;

2) состояние рабочей поверхности плунжера аккумулятора давления (рис.3.14). Наличие на поверхности глубоких борозд не допускается;

3) отсутствие конусности плунжера, которая может привести при нормальной затяжке манжеты к заклиниванию его и невозможности оттормозить машину. Если имеется конусность плунжера, его необходимо сменить или проточить и отшлифовать. До замены плунжера допускается временно ослабить гайки, крепящие манжету, для устранения заклинивания. Однако при этом увеличатся утечки масла;

4) состояние уплотняющей манжеты. Если при движении плунжера вниз на верхней крышке 10 накапливается масло, то манжету следует дополнительно затянуть или заменить новой. Чрезмерно сильная затяжка манжеты не рекомендуется, так как при этом появляются большие колебания давления масла в аккумуляторе. Колебания давления свыше 0,05 МПа не допускаются;

5) величину утечек масла в системе. Если после пятнадцатиминутной выдержки в заданном положении плунжер аккумулятора опустится больше чем на 20 мм, то необходимо устранить утечки масла. Для проверки утечек масла необходимо установить, по какому трубопроводу поступает масло в сточный бак при неработающем тормозе. Если масло поступает в сточный бак из аккумулятора, то это означает, что неисправен перепускной кран или предохранительный клапан, если масло поступает по главному сточному трубопроводу - неисправны краны управления. Утечки масла через трубы не допускаются;

6) правильность установки аккумулятора давления по вертикали (проверяют отвесом);

7) число грузов аккумулятора давления, которое должно быть таким, чтобы обеспечивалось быстрое, но не чрезмерно резкое оттормаживание машины. Давление масла должно несколько превышать расчетное (см. 3.2.3);

8) установку конечного выключателя (выключателей) в цепи управления маслонасосами. Насос должен включаться, когда грузы аккумулятора не доходят до опорных брусьев на 200±50 мм, а выключаться - когда грузы отходят от опорных брусьев на 800±50 мм;

9) состояние концевых выключателей (см. 4.3.7);

10) надежность ограничителя крайнего верхнего положения плунжера в цилиндре аккумулятора давления. При неисправности конечного выключателя 12, когда двигатель маслонасоса не отключается, фланец 1 должен упереться во втулку 6. Для проверки надежности крепления фланца и втулки необходимо отодвинуть кронштейн 17 в сторону и кратковременно включить маслонасос. Эту проверку производят после наладки предохранительного клапана;

11) состояние запорного вентиля 23 и подобрать его проходное отверстие. При этом иметь в виду, что при малой массе тормозного груза большое отверстие в запорном вентиле может быть причиной колебаний главного тормозного рычага при оттормаживании;

12) работу маслоаккумулятора. Если при оттормаживании наблюдаются вибрации плунжера, то это означает, что под плунжер попал воздух. Для выпуска воздуха необходимо опустить грузы аккумулятора на опорные брусья. Затем, отвинтив контргайки со шпилек, поднять крышку 10 и манжету 14. После этого толчками включить маслонасос и, когда масло дойдет до верхней части цилиндра, отключить маслонасос, поставить на место манжету, фланец и закрепить их гайками и контргайками;

13) исправность маслонасосов. Устранить чрезмерный шум при работе насоса, если он имеет место. Обычно ненормальный шум вызывается проникновением воздуха в маслосистему. В таких случаях необходимо уплотнить все соединения на всасе насоса, а при необходимости дополнительно затянуть крышки и сальник на маслонасосе или долить масло в сточный бак при недостаточном количестве.


Рис.3.14. Аккумулятор давления:

1 - фланец; 2 - деревянные брусья; 3 - плунжер; 4 - груз; 5 - цилиндр: 6 - втулка; 7 - диск; 8 - тяга; 9 и 17 - кронштейны; 10 - верхняя крышка; 11 - уплотнение пылеотбойное; 12 - конечный выключатель; 13 - кронштейн; 14 - манжета; 15 - кольцо; 16 - оправка; 18 - фильтр; 19 и 23 - вентиль; 20 - маслонасосы; 21 - электродвигатели; 22 - манометр; 24 - предохранительный клапан; 25 - сточный бак

Ревизия насосов с разборкой их производится только при ненормальной работе насоса, резком снижении производительности;

14) работу предохранительного клапана (рис.3.15). Для этого отвинтить регулировочный винт 1, оставив в корпусе четыре-пять ниток резьбы, и включить маслонасос. Груз аккумулятора не должен подниматься. При работе насоса винт 1 постепенно завинчивать, пока груз не начнет подниматься. Если после отключения насоса грузы аккумулятора начнут опускаться, необходимо завинчивать винт 1 до прекращения опускания груза, если оно не вызывается утечками масла через другие элементы маслостанции. Чтобы исключить утечки масла через краны управления тормозом при регулировке предохранительного клапана, следует закрыть вентиль 23 (см. рис.3.14). После регулировки закрыть винт 1 колпачком;

15) работу обратного клапана. Если наблюдается проворачивание маслонасоса в обратную сторону после отключения приводного двигателя, следует разобрать обратный клапан и осмотреть его детали. В случае необходимости притереть клапан и седло или заменить обратный клапан;

16) исправность фильтра. Провернуть штурвал фильтра на два-три оборота, после чего выпустить осадок, предварительно отключив двигатель насоса. Если штурвал фильтра не проворачивается, разобрать фильтр и промыть его с переборкой пластин.


Рис.3.15. Предохранительный клапан: