Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     3.4.1. Устройство и принцип действия


Тормозное устройство подъемных машин и лебедок типов ПМ, БЛ, ТЛ и ПЛ состоит из независимых друг от друга рабочего и предохранительного тормозов.

Рабочий тормоз 1 (рис.3.9) воздействует колодками 3 на тормозной шкив 2, сидящий на приводном валу. Торможение производится грузом 4, а оттормаживание - вручную при помощи рукоятки 5, связанной тягой 6 с рычажной системой тормоза. Исполнительный орган 7 предохранительного тормоза воздействует на тормозной обод барабана 8. Привод тормоза грузовой: для подъема тормозного груза 9 и удержания его в поднятом положении служит тормозная колонка 10. Связанные с тормозным рычагом тяги 1 (рис.3.10) прикреплены к траверсе 2 (в действительности тяги и траверса расположены в плоскости, перпендикулярной к чертежу, и на схеме условно для большей наглядности повернуты на 90°), которая удерживается за головку 3 захватами 4. Захваты шарнирно подвешены к головке 5, одновременно являющейся гайкой подъемного винта 6. Захваты соединены пружиной 7, не позволяющей им произвольно расходиться.


Рис.3.9. Схема тормозного устройства с грузовым приводом  


Рис.3.10. Тормозная колонка


При включении предохранительного тормоза электромагнит 8 обесточивается, груз 9, опускаясь, поворачивает связанные с ним рычаги 10 и 11. Под действием рычага 11 захваты расходятся, освобождая головку 3; при этом траверса вместе с тормозным грузом опускается.

Подъем тормозного груза производится следующим образом. Вращая винт 6 штурвалом 12 против часовой стрелки, опустить головку 5 так, чтобы захваты 4 захватили траверсу 2 за головку 3. После включения электромагнита, вращая штурвал по часовой стрелке, всю систему поднять в исходное положение, которое фиксируется указателем 13. С помощью демпфера 11 (см. рис.3.9) устраняется чрезмерно быстрое опускание груза и связанные с этим явления ударного торможения и колебаний рычагов тормоза.

Существуют колонки и других конструкций, не получившие широкого распространения. В конструкцию тормоза лебедок БЛ-1200/1030-2М, 2БЛ-1200/830-2М и 2БЛ-1200/820-2М, а также лебедок БЛ-1200/2030-2, 2БЛ-1200/830-2 и 2БЛ-1200/820-2 внесен ряд усовершенствований, позволяющих осуществлять дистанционное управление лебедками. Управление рабочим тормозом таких лебедок (рис.3.11) может осуществляться при помощи электромагнита 2 типа КМТ-411 при дистанционном управлении или рукояткой 4 со стойки управления при ручном управлении. Для подъема и удержания тормозного груза 4 (рис.3.12) предохранительного тормоза применен электрогидравлический толкатель 2 типа ТЭГ-300 (или ЭГП-2А до 1967 г.).


Рис.3.11. Схема рабочего тормоза лебедок БЛ-1200/1030-2М; 2БЛ-1200/830-2М; 2БЛ-1200/820-2М; БЛ-1200/1030-2; 2БЛ-1200/830-2 и 2БЛ-1200/820-2:

1 - исполнительный орган тормоза; 2 - электромагнит; 3 - груз тормоза; 4 - рукоятка тормоза; 5 - блокировочный выключатель


Рис.3.12. Схема предохранительного тормоза лебедок БЛ-1200/1030-2М; 2БЛ-1200/830-2М; 2БЛ-1200/820-2М; БЛ-1200/1030-2; 2БЛ-1200/830-2 и 2БЛ-1200/820-2:

1 - исполнительный орган тормоза; 2 - толкатель электрогидравлический; 3 - блокировочный выключатель; 4 - груз тормоза. Размер 140 в скобках относится к лебедкам с индексом "2"

В целях модернизации подъемных машин и лебедок старых конструкций допускается замена тормозной колонки и демпфера электрогидравлическим толкателем по согласованию с заводом-изготовителем.