3.3.5.1. Общие требования к регулировке исполнительного органа тормоза
Правильно отрегулированный исполнительный орган тормоза должен отвечать следующим требованиям:
1) суммарный рабочий зазор между тормозными колодками (фрикционными накладками) одной пары и ободом должен быть установлен в соответствии с рекомендациями, приведенными в инструкции завода-изготовителя. При отсутствии заводских данных зазор устанавливается в пределах 2-3,5 мм (для исполнительных органов тормоза с угловым перемещением колодок зазор измеряется посередине колодки);
2) выключатель износа колодок (ВИК) должен быть настроен на срабатывание при увеличении суммарного зазора между тормозными колодками и ободом до 4 мм, а для пружинных тормозов - из условия уменьшения тормозного момента на 5% от величины, установленной при рабочем зазоре. При срабатывании ВИК величины хода и запаса хода поршней тормозных цилиндров должны быть:
для машин завода им. ЛКУ с грузогидравлическим приводом тормоза - величина хода поршня не более 250 мм, запас хода поршня до упора в нижнюю крышку цилиндра не менее 150 мм;
для машин НКМЗ с грузопневматическим приводом тормоза при конструктивном ходе поршня цилиндра предохранительного торможения (ЦПТ) 550 мм - выход поршня цилиндра рабочего торможения (ЦРТ) не более 120 мм, ход поршня ЦПТ при предохранительном торможении не более 480 мм, запас хода поршня ЦПТ не менее 70 мм;
для машин НКМЗ при конструктивном ходе поршня ЦПТ 700 мм - выход поршня ЦРТ не более 150 мм, ход поршня ЦПТ не более 600 мм, запас хода поршня ЦПТ не менее 100 мм;
для прочих машин - в соответствии с технической характеристикой приводов тормоза.
Для облегчения визуального контроля за величинами хода поршней тормозных цилиндров рекомендуется устанавливать линейки - указатели с делениями и с отметкой положения, при котором срабатывает ВИК;
3) величина суммарного зазора между тормозными колодками и ободом левой и правой пары колодок (накладок) должна быть одинаковой. Разница ходов поршней для левого и правого приводов тормоза не должна превышать величины, указанной в инструкции завода-изготовителя;
4) суммарный зазор между тормозными колодками (накладками) и ободом для каждой пары колодок должен быть поделен пополам для задней и передней колодок. При работе полностью отторможенной машины не должно иметь место задевание тормозным ободом колодок (накладок) вследствие биения обода;
5) при затормаживании машины должно быть обеспечено полное прилегание тормозных колодок (накладок) по всей дуге охвата ими тормозного обода.
3.3.5.2. Исполнительный орган тормоза с угловым перемещением колодок (накладок)
Регулировку суммарного зазора между тормозными колодками (накладками) и ободом тормоза с угловым перемещением колодок или накладок (рис.3.3 и 3.4) осуществляют укорачиванием или удлинением горизонтальной тяги. Выравнивание зазора между передней и задней тормозными колодками (накладками) и ободом производят упорным винтом.
Рис.3.3. Схема исполнительного органа тормоза малых однобарабанных подъемных машин:
1 - тормозная балка задняя; 2 - тяга; 3 - тормозной обод; 4 - тормозная колодка; 5 - тормозной рычаг; 6 - упорный болт; 7 - тормозная балка передняя; 8 - опорный подшипник
Рис.3.4. Схема исполнительного органа тормоза подъемных машин БМ-2000-3А (2БМ-2000-3А):
1 - балка нижняя; 2 - балка тормозная; 3 - тормозная колодка; 4 - упоры; 5, 8, 10 и 12 - валики; 6 - тяга стяжная; 7 - шарнирная головка; 9 - угловой рычаг; 11 - болт для монтажа
Полного прилегания тормозных колодок (накладок) к ободу по всей дуге охвата можно добиться только соответствующей подгонкой и притиркой при работе машины, а также установкой эластичных прокладок под пресс-массовые накладки в соответствии с 3.3.3. У подъемных машин типов БМ-2000-3А и 2БМ-2000-3А прилегание фрикционных накладок по дуге охвата регулируется изменением положения балки 1 (см. рис.3.4) по высоте с помощью прокладок, устанавливаемых между опорными поверхностями балки и рамой машины.
3.3.5.3. Исполнительный орган тормоза с пружинным приводом
Регулировку исполнительного органа тормоза, изображенного на рис.3.5, осуществлять в следующей последовательности:
1) опустить правый упорный болт 12 так, чтобы между головкой болта и тормозной балкой 7 был зазор 4-5 мм;
2) поднять поршень цилиндра рабочего торможения до упора в верхнюю крышку подачей масла или воздуха (при пружинно-грузовом пневматическом приводе тормоза предварительно должны быть подняты тормозные грузы подачей воздуха в цилиндр предохранительного торможения). При монтаже машины, если подача воздуха или масла в цилиндр невозможна, допускается поднять поршень монтажными приспособлениями;