Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     3.3.2. Тормозные колодки (фрикционные накладки)


При ревизии и наладке тормозных колодок (фрикционных накладок) необходимо проверить:

1) состояние тормозных колодок (фрикционных накладок). Деревянные тормозные колодки должны быть изготовлены из вербы, ивы, тополя или липы. Применение других пород дерева запрещается. Применяемое для тормозных колодок дерево должно быть сухим, однородным, без сучков со стороны рабочей поверхности и чрезмерных трещин. Допускаются лишь небольшие трещины, присущие любому просушенному дереву (длиной примерно до 200 мм, шириной до 1 мм, в глубину до 50 мм), если ширина трещины изменяется менее чем в 2 раза при затормаживании и оттормаживании. Трещины больших размеров могут быть залиты эпоксидной смолой или другими клеящими материалами, если в процессе эксплуатации будет исключен выход этого места на рабочую поверхность колодки. При заливке необходимо тормозную колодку снять, расположить ее так, чтобы клеящий материал самотеком проник на максимальную глубину трещины. Через несколько часов установить колодку на место, затормозить машину и оставить ее в таком положении до полного отвердения смолы или клея.

Пресс-массовые фрикционные накладки должны быть выполнены из материала, рекомендуемого заводом-изготовителем. Треснувшие накладки должны быть заменены. Допускаются лишь небольшие сколы по углам накладок;

2) плотность прилегания колодок (накладок) к тормозному ободу при заторможенной машине. Новые фрикционные накладки должны быть притерты к тормозному ободу так, чтобы площадь контакта составляла не менее 50% общей площади накладок. Притирка производится в течение двух-трех смен, после чего выборочно снимается по одной накладке с каждой тормозной балки для оценки размеров поверхности контакта. Для монтируемых машин, если по технологии монтажа после притирки накладок предусматривается проточка тормозного обода, для ускорения притирки допускается сделать насечку зубилом на тормозном ободе. Во время притирки нагрев колодок и обода должен быть не выше температуры, вызывающей появление цветов побежалости на тормозном ободе.

Для увеличения площади контактирования деревянных тормозных колодок с ободом производится регулировка их положения на тормозных балках и пригонка колодок к ободу. Установка прокладок между тормозными балками и деревянными тормозными колодками не допускается.

При пресс-массовых накладках для увеличения коэффициента трения и увеличения площади контактирования МакНИИ рекомендует устанавливать резиновые прокладки между накладками и тормозными балками. При этом необходимо руководствоваться методическими указаниями, изложенными в 3.3.3;

3) отсутствие вибраций и скрипа тормозных колодок при затормаживании движущейся машины. Если вибрацию деревянных колодок не удается устранить их подгонкой, ремонтом или регулировкой исполнительного органа тормоза (явление "самозахватывания" тормоза), рекомендуется заменить их пресс-массовыми накладками;

4) величину запаса колодок (накладок) на износ. Работа машины не допускается, если толщина между рабочей поверхностью колодки (накладки) и наиболее выступающей частью крепящей конструкции составляет для деревянных колодок менее 10 мм, для пресс-массовых накладок - менее 5 мм.

Каждая колодка (накладка) должна крепиться конструкцией, предусмотренной заводом-изготовителем.