При расчете тормозов вначале необходимо по выбранным согласно 3.2.2. тормозным моментам определить необходимые параметры настройки приводов тормоза (п.1-7 приведенного ниже порядка расчета). Затем по фактическим параметрам настройки приводов тормоза определить тормозные моменты, коэффициенты статической надежности тормоза для различных режимов и другие параметры (п.8-18).
Ниже приведен общий порядок расчета тормозных приводов применительно к наиболее распространенным кинематическим схемам исполнительного органа тормоза (рис.3.2).
Рис.3.2. Кинематические схемы исполнительных органов тормозов:
а - рабочего тормоза машин и лебедок с грузовым приводом; б - предохранительного тормоза машин и лебедок с грузовым приводом и машин БМ-2000-3А и 2БМ-2000-3А; в - остальных машин типов БМ и 2БМ, а также типа ШТ-7,2; г - машин с пружинно-гидравлическим и пружинно-пневматическим приводом тормоза; д - машин с пружинно-пневматическим грузовым приводом тормоза; е и ж - машин с грузопневматическим приводом тормоза
1. По требуемому коэффициенту статической надежности тормоза найти расчетное усилие
в тяге, соединяющей каждый привод тормоза с исполнительным органом, или расчетную массу тормозного груза
одного привода
; (3.93)
, (3.94)
где - число тормозных приводов;
- радиус тормозного обода, м;
- коэффициент трения тормозных колодок об обод, принимается: для дерева - 0,35, для отечественной пресс-массы - 0,3, для импортных материалов - по данным изготовителя;
- коэффициент полезного действия рычажной системы тормоза, принимается: 0,95 - для тормозов НКМЗ и тормозов завода им. ЛКУ с пружинно-гидравлическим, пружинно-пневматическим и пружинно-грузовым пневматическим приводом, 0,9 - для остальных тормозов;
- передаточное число рычажного механизма тормоза, равное: для кинематических схем (рис.3.2, а, б и в)
, (3.95)
причем в формуле (3.95) для машин типа БМ и 2БМ (кроме БМ-2000-3А и 2Б-2000-3А) принимается ;
для кинематических схем (рис.3.2, г и д)
; (3.96)
для кинематической схемы (рис.3.2, е)
; (3.97)
для кинематической схемы (рис.3.2, ж):
, (3.98)
где ,
,
,
,
,
,
,
,
,
- длина плеч рычагов, определяемая по чертежам тормозной системы или обмером с уточнением по инструкции завода-изготовителя или справочнику.
2. По требуемому коэффициенту статической надежности тормоза 1,2 при перестановке барабанов найти расчетное усилие
или расчетную массу тормозного груза
одного привода:
(3.99)
или:
при одном исполнительном органе тормоза на один привод
; (3.100)
при двух исполнительных органах тормоза на один привод
. (3.101)
3. По требуемому коэффициенту статической надежности тормоза 1,2 при обрыве каната найти расчетное усилие
или расчетную массу тормозного груза
одного привода
; (3.102)
. (3.103)
4. Из предыдущих трех расчетов найти максимальное значение или
, по которому определить требуемое количество наборных плит тормозного груза
или для безгрузовых приводов тормоза - расчетную величину затяжки пружинного блока
по формулам:
для кинематических схем (см. рис.3.2, б, в, е и ж)