При ревизии и наладке рычажно-шарнирного механизма необходимо проверить:
1) состояние шарнирных опор и фундамента под тормозными балками. Наличие трещин в фундаменте или перемещения шарнирных опор по фундаменту не допускается. Анкерные болты должны быть туго затянуты. Нарушение фундамента должно быть немедленно устранено;
2) правильность монтажа элементов исполнительного органа тормоза. При правильно смонтированном исполнительном органе тормоза все его элементы при работе должны двигаться в плоскости, перпендикулярной к оси органа навивки. Перемещение элементов исполнительного органа тормоза вдоль оси органа навивки может появиться вследствие:
неправильного монтажа тормозных балок или тормозного привода;
чрезмерных зазоров в опорных шарнирах тормозных балок;
неодинакового суммарного зазора между тормозными колодками и ободом для левого и правого исполнительного органа тормоза при одном тормозном приводе;
3) состояние шарнирных соединений тормозной системы. Величину износа шарнирных соединений можно определить разборкой и обмером их. Однако, учитывая трудоемкость работ при этом и длительность простоя машины, рекомендуется разобрать для обмера два-три наиболее изношенных шарнирных соединения. Приближенную оценку величины зазора в шарнирном соединении можно сделать при помощи индикатора при взаимном перемещении соединяемых деталей. Этим способом можно установить лишь суммарный зазор в соединении. При зазорах, превышающих допустимые (табл.3.5), необходимо произвести ремонт шарнирных соединений. Предельные размеры расточки отверстий, возможность установки втулок необходимо согласовать с заводом-изготовителем. Ремонт шарнирных соединений необходимо производить также во всех случаях, если из-за их износа запас хода поршня до упора в дно предохранительного цилиндра меньше допустимого;
4) состояние смазки шарниров и подшипников. Все шарниры и подшипники должны быть смазаны густой смазкой. Неисправные пресс-масленки необходимо заменить новыми, а маслопроводные каналы очистить от грязи и посторонних примесей;
5) свободу перемещения подвижных деталей исполнительного органа тормоза, которые должны перемещаться свободно, без рывков и заеданий. Все перекосы, заедания в шарнирах и другие неисправности, затрудняющие перемещение тормозных балок, должны быть устранены;
6) состояние тормозных тяг и шарнирных головок. При наличии трещин или глубоких вмятин тяги должны быть заменены новыми. Погнутость тяг недопустима. Детали с поврежденной резьбой необходимо заменить новыми, если устранить заедание резьбы не удается. Новые детали должны быть изготовлены по чертежам завода-изготовителя.
Таблица 3.5
Зазор, мм | Номинальный диаметр отверстия шарнира, мм | |||||
от 18 до 30 | свыше 30 до 50 | свыше 50 до 80 | свыше 80 до 120 | свыше 120 до 180 | свыше 180 до 260 | |
Номинальный | 0,06-0,13 | 0,07-0,15 | 0,08-0,18 | 0,09-0,21 | 0,10-0,24 | 0,12-0,28 |
Максимально допустимый | 0,25 | 0,30 | 0,35 | 0,42 | 0,50 | 0,60 |