Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     3.3.4. Рычажно-шарнирный механизм


При ревизии и наладке рычажно-шарнирного механизма необходимо проверить:

1) состояние шарнирных опор и фундамента под тормозными балками. Наличие трещин в фундаменте или перемещения шарнирных опор по фундаменту не допускается. Анкерные болты должны быть туго затянуты. Нарушение фундамента должно быть немедленно устранено;

2) правильность монтажа элементов исполнительного органа тормоза. При правильно смонтированном исполнительном органе тормоза все его элементы при работе должны двигаться в плоскости, перпендикулярной к оси органа навивки. Перемещение элементов исполнительного органа тормоза вдоль оси органа навивки может появиться вследствие:

неправильного монтажа тормозных балок или тормозного привода;

чрезмерных зазоров в опорных шарнирах тормозных балок;

неодинакового суммарного зазора между тормозными колодками и ободом для левого и правого исполнительного органа тормоза при одном тормозном приводе;

3) состояние шарнирных соединений тормозной системы. Величину износа шарнирных соединений можно определить разборкой и обмером их. Однако, учитывая трудоемкость работ при этом и длительность простоя машины, рекомендуется разобрать для обмера два-три наиболее изношенных шарнирных соединения. Приближенную оценку величины зазора в шарнирном соединении можно сделать при помощи индикатора при взаимном перемещении соединяемых деталей. Этим способом можно установить лишь суммарный зазор в соединении. При зазорах, превышающих допустимые (табл.3.5), необходимо произвести ремонт шарнирных соединений. Предельные размеры расточки отверстий, возможность установки втулок необходимо согласовать с заводом-изготовителем. Ремонт шарнирных соединений необходимо производить также во всех случаях, если из-за их износа запас хода поршня до упора в дно предохранительного цилиндра меньше допустимого;

4) состояние смазки шарниров и подшипников. Все шарниры и подшипники должны быть смазаны густой смазкой. Неисправные пресс-масленки необходимо заменить новыми, а маслопроводные каналы очистить от грязи и посторонних примесей;

5) свободу перемещения подвижных деталей исполнительного органа тормоза, которые должны перемещаться свободно, без рывков и заеданий. Все перекосы, заедания в шарнирах и другие неисправности, затрудняющие перемещение тормозных балок, должны быть устранены;

6) состояние тормозных тяг и шарнирных головок. При наличии трещин или глубоких вмятин тяги должны быть заменены новыми. Погнутость тяг недопустима. Детали с поврежденной резьбой необходимо заменить новыми, если устранить заедание резьбы не удается. Новые детали должны быть изготовлены по чертежам завода-изготовителя.


Таблица 3.5

Зазор, мм

Номинальный диаметр отверстия шарнира, мм

от 18 до 30

свыше 30 до 50

свыше 50 до 80

свыше 80 до 120

свыше 120 до 180

свыше 180 до 260

Номинальный

0,06-0,13

0,07-0,15

0,08-0,18

0,09-0,21

0,10-0,24

0,12-0,28

Максимально допустимый

0,25

0,30

0,35

0,42

0,50

0,60