К тормозным устройствам шахтных подъемных машин установлен ряд требований, выполнение которых должно быть обеспечено постоянно. Наладочная бригада должна проверить выполнение этих требований, произвести инструментальную проверку состояния тормозного устройства, наладку и испытание тормоза.
1. Величина коэффициента статической надежности предохранительного тормоза должна быть не менее значений, приведенных ниже.
Угол наклона выработки, градус | До 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 |
Минимально допустимый коэффициент статической надежности тормоза | 1,80 | 1,84 | 1,88 | 1,92 | 1,96 | 2,00 | 2,12 | 2,24 | 2,36 |
Угол наклона выработки, градус | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 и более |
Минимально допустимый коэффициент статической надежности тормоза | 2,48 | 2,60 | 2,68 | 2,76 | 2,84 | 2,92 | 3,00 |
Коэффициент статической надежности определяется как отношение тормозного момента к максимальному статическому моменту на коренном валу, создаваемому разностью натяжений ветвей канатов:
. (3.1)
Рабочий тормоз в случае необходимости должен обеспечивать получение тормозного момента такой же величины.
При переменном угле наклона выработки величина тормозного момента должна обеспечивать создание требуемого коэффициента статической надежности тормоза для каждого участка выработки с относительно постоянным углом наклона.
2. Для двухбарабанных подъемных машин и машин с разрезным барабаном величина коэффициента статической надежности тормоза при перестановке барабанов как предохранительного, так и рабочего тормоза должна быть не менее 1,2. Эта величина определяется как отношение тормозного момента , создаваемого на одном тормозном ободе, к максимальному статическому моменту , создаваемому массой порожнего подъемного сосуда (противовеса) и каната на одном барабане (части барабана):
. (3.2)
3. Для двухконцевых барабанных подъемных машин величина коэффициента статической надежности предохранительного тормоза при обрыве одного из канатов должна быть не менее 1,2. Эта величина определяется как отношение тормозного момента к статическому моменту , создаваемому максимальным натяжением одного каната:
. (3.3)
4. Величина коэффициента статической надежности рабочего тормоза машин и лебедок с грузовым приводом тормоза должна быть не менее 1,5. Эта величина определяется отношением тормозного момента рабочего тормоза , приведенного к коренному валу, к максимальному статическому моменту :
, (3.4)
где - передаточное число редуктора; - коэффициент полезного действия редуктора.
5. Продолжительность холостого хода предохранительного тормоза действующих подъемных машин не должна превышать 0,5 с при пневматическом приводе тормоза и 0,6 с при гидравлическом; для вновь создаваемых конструкций тормозных устройств продолжительность холостого хода должна быть не более 0,3 с, а для проходческих лебедок - 1,5 с.
Время срабатывания предохранительного тормоза (с учетом времени холостого хода) не должно превышать 0,8 с.
Продолжительность холостого хода тормоза - это время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента появления усилий в исполнительном органе тормоза.
Время срабатывания тормоза - время, протекающее с момента разрыва цепи защиты до момента нарастания тормозного усилия до величины, равной статическому (разности статических натяжений канатов).
6. Среднее значение замедления подъемной установки в процессе предохранительного торможения при спуске расчетного груза [] должно составлять не менее 0,75 м/с при углах наклона выработок до 30° и не менее 1,5 м/с - при углах более 30°.
Для наклонных подъемных установок, имеющих участки с углами наклона до 30 и свыше 30°, допустимое замедление в процессе предохранительного торможения при спуске груза определяется углом наклона нижнего участка выработки.
Для грузовых подъемных машин со шкивами трения, не предназначенных для спуска груза, допускается замедление при предохранительном торможении при спуске груза менее 1,5 м/с, но не менее 1,0 м/с, если такие установки оборудованы блокировочными устройствами, запрещающими спуск груза со скоростью свыше 1,5 м/с.
7. В зависимости от угла наклона выработки при подъеме расчетного груза средние величины замедления на всем пути при предохранительном торможении не должны превышать значений, приведенных в табл.3.1.
Таблица 3.1