При ревизии и наладке подшипников качения необходимо проверить:
1) тип и условное обозначение;
2) состояние корпуса, крышки, затяжки болтов, крепящих корпус к раме. Подбить контрольные штифты и поджать клинья, фиксирующие положение корпуса;
3) величину вибрации (см. 2.9.1);
4) температуру нагрева (см. 2.9.1);
5) рабочие поверхности колец, тел качения и сепараторов (при вскрытых крышках), обратив особое внимание на отсутствие трещин и цветов побежалости, свидетельствующих о перегреве подшипника. Если будут обнаружены следы коррозии, трещины, питтинг, то подшипник необходимо заменить;
6) величину перекоса осей наружного и внутреннего колец. Установить угольник на вал или втулку и щупом измерить зазоры между угольником и кольцами. При отсутствии перекоса торцы колец должны находиться в одной плоскости. Допустимый перекос осей не должен превышать значений, указанных на чертеже завода-изготовителя. При отсутствии заводских данных необходимо руководствоваться допускаемыми, приведенными в табл.2.5;
7) наличие смазки;
8) посадку внутреннего кольца на шейку вала. Отпустить болты, крепящие крышку подшипника, и талью или домкратом приподнять вал. Заклинить медной пластинкой один из роликов и прокрутить наружное кольцо. При ослабленной посадке внутреннее кольцо будет проворачиваться относительно вала;
9) посадку наружного кольца в корпусе или стаканах корпусов. Щупом или свинцовыми оттисками измерить зазор поверху между корпусом и наружным кольцом подшипника, который должен быть в пределах 0,03-0,05 мм. Один из подшипников должен быть "плавающим" для обеспечения осевого перемещения вала при температурных деформациях (см. 2.8.1).
В процессе работы подшипника необходимо периодически производить смену зон нагружения наружного кольца проворотом его на 90-180°;
10) величину осевого разбега вала для конических или радиальных подшипников. Величина осевого разбега регулируется прокладками и устанавливается согласно рекомендациям завода-изготовителя;
11) величину радиального зазора между внешним кольцом и роликами. Зазор измерить пластинчатым щупом с обоих торцов подшипника. При замере щуп должен свободно или с небольшим усилием от руки проходить между телами и дорожками качения по всей длине ролика или большей его части. Накатывание ролика на щуп не допускается. Замеры производить в трех-четырех положениях кольца при повороте его на 90-180°. За максимальную величину принять среднее арифметическое значение измеренных зазоров. Если фактическая величина радиального зазора превышает допустимую (рекомендуемую заводом-изготовителем или приведенную в табл.2.6), то дальнейшая эксплуатация подшипникового узла должна быть согласована с заводом-изготовителем;
12) состояние уплотнений;
13) работу подшипника под нагрузкой. Правильно смонтированный подшипниковый узел с исправными деталями должен работать без толчков, вибраций и значительного шума. Глухой прерывистый шум характеризует работу подшипника в загрязненной смазке, свистящий шум указывает на работу подшипника с недостаточным количеством смазки, а также на возможность соприкосновения вращающихся и невращающихся деталей узла. В начальный период работы подшипникового узла возможно временное повышение температуры до 80 °С. После установления нормального режима смазки и приработки уплотнений рост температуры прекращается, а затем температура снижается.
При нарастании температуры подшипника выше 80 °С машину остановить, разобрать и осмотреть подшипниковый узел для выявления и устранения причин нагрева подшипника.
Таблица 2.5
Подшипник | Суммарный допуск на перекос оси наружного кольца относительно оси внутреннего кольца подшипника, мм на 1 м |
Роликовый, шариковый, сферический, двухрядный | 3 |
Шариковый, радиальный, однорядный | 0,5 |
Роликовый с короткими цилиндрическими роликами | 0,1 |
Роликовый конический | 0,1 |
Таблица 2.6
| Подшипник | ||||||||||
Диаметр отверстия подшипника, мм | шариковый радиальный | радиальный с короткими роликами | роликовый радиальный сферический | ||||||||
Радиальный зазор, мкм | |||||||||||
Новый подшипник |
| Новый подшипник |
| Новый подшипник |
| ||||||
Свыше | До | наи- | наи- | Наибольший допустимый при износе | наи- | наи- | Наибольший допустимый при износе | наи- | наи- | Наибольший допустимый при износе | |
30 | 40 | 12 | 26 | 80 | 20 | 55 | 150 | 25 | 40 | 120 | |
40 | 50 | 12 | 29 | 90 | 20 | 55 | 150 | 30 | 45 | 140 | |
50 | 65 | 13 | 33 | 100 | 25 | 65 | 200 | 30 | 50 | 150 | |
65 | 80 | 14 | 34 | 110 | 30 | 70 | 200 | 40 | 60 | 180 | |
80 | 100 | 16 | 40 | 120 | 35 | 80 | 250 | 45 | 70 | 200 | |
100 | 120 | 20 | 46 | 140 | 40 | 90 | 270 | 50 | 80 | 250 | |
120 | 140 | 23 | 53 | 160 | 45 | 100 | 300 | 60 | 90 | 270 | |
140 | 160 | 23 | 58 | 175 | 50 | 115 | 350 | 65 | 100 | 300 | |
160 | 180 | 24 | 65 | 190 | 60 | 125 | 370 | 70 | 110 | 330 | |
180 | 200 | 29 | 75 | 220 | 65 | 135 | 400 | 80 | 120 | 360 | |
200 | 225 | - | - | - | 75 | 150 | 450 | 90 | 140 | 420 | |
225 | 250 | - | - | - | 90 | 165 | 500 | 100 | 150 | 450 | |
250 | 280 | - | - | - | 100 | 180 | 540 | 110 | 170 | 500 | |
280 | 315 | - | - | - | 110 | 195 | 600 | 120 | 180 | 540 | |
315 | 355 | - | - | - | 125 | 215 | 630 | 140 | 210 | 630 | |
335 | 400 | - | - | - | 140 | 235 | 700 | 150 | 230 | 700 | |
400 | 450 | - | - | - | 160 | 260 | 750 | 170 | 260 | 750 |