Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     2.9.2. Ревизия и наладка подшипников качения


При ревизии и наладке подшипников качения необходимо проверить:

1) тип и условное обозначение;

2) состояние корпуса, крышки, затяжки болтов, крепящих корпус к раме. Подбить контрольные штифты и поджать клинья, фиксирующие положение корпуса;

3) величину вибрации (см. 2.9.1);

4) температуру нагрева (см. 2.9.1);

5) рабочие поверхности колец, тел качения и сепараторов (при вскрытых крышках), обратив особое внимание на отсутствие трещин и цветов побежалости, свидетельствующих о перегреве подшипника. Если будут обнаружены следы коррозии, трещины, питтинг, то подшипник необходимо заменить;

6) величину перекоса осей наружного и внутреннего колец. Установить угольник на вал или втулку и щупом измерить зазоры между угольником и кольцами. При отсутствии перекоса торцы колец должны находиться в одной плоскости. Допустимый перекос осей не должен превышать значений, указанных на чертеже завода-изготовителя. При отсутствии заводских данных необходимо руководствоваться допускаемыми, приведенными в табл.2.5;

7) наличие смазки;

8) посадку внутреннего кольца на шейку вала. Отпустить болты, крепящие крышку подшипника, и талью или домкратом приподнять вал. Заклинить медной пластинкой один из роликов и прокрутить наружное кольцо. При ослабленной посадке внутреннее кольцо будет проворачиваться относительно вала;

9) посадку наружного кольца в корпусе или стаканах корпусов. Щупом или свинцовыми оттисками измерить зазор поверху между корпусом и наружным кольцом подшипника, который должен быть в пределах 0,03-0,05 мм. Один из подшипников должен быть "плавающим" для обеспечения осевого перемещения вала при температурных деформациях (см. 2.8.1).

В процессе работы подшипника необходимо периодически производить смену зон нагружения наружного кольца проворотом его на 90-180°;

10) величину осевого разбега вала для конических или радиальных подшипников. Величина осевого разбега регулируется прокладками и устанавливается согласно рекомендациям завода-изготовителя;

11) величину радиального зазора между внешним кольцом и роликами. Зазор измерить пластинчатым щупом с обоих торцов подшипника. При замере щуп должен свободно или с небольшим усилием от руки проходить между телами и дорожками качения по всей длине ролика или большей его части. Накатывание ролика на щуп не допускается. Замеры производить в трех-четырех положениях кольца при повороте его на 90-180°. За максимальную величину принять среднее арифметическое значение измеренных зазоров. Если фактическая величина радиального зазора превышает допустимую (рекомендуемую заводом-изготовителем или приведенную в табл.2.6), то дальнейшая эксплуатация подшипникового узла должна быть согласована с заводом-изготовителем;

12) состояние уплотнений;

13) работу подшипника под нагрузкой. Правильно смонтированный подшипниковый узел с исправными деталями должен работать без толчков, вибраций и значительного шума. Глухой прерывистый шум характеризует работу подшипника в загрязненной смазке, свистящий шум указывает на работу подшипника с недостаточным количеством смазки, а также на возможность соприкосновения вращающихся и невращающихся деталей узла. В начальный период работы подшипникового узла возможно временное повышение температуры до 80 °С. После установления нормального режима смазки и приработки уплотнений рост температуры прекращается, а затем температура снижается.

При нарастании температуры подшипника выше 80 °С машину остановить, разобрать и осмотреть подшипниковый узел для выявления и устранения причин нагрева подшипника.


Таблица 2.5

Подшипник

Суммарный допуск на перекос оси наружного кольца относительно оси внутреннего кольца подшипника, мм на 1 м

Роликовый, шариковый, сферический, двухрядный

3

Шариковый, радиальный, однорядный

0,5

Роликовый с короткими цилиндрическими роликами

0,1

Роликовый конический

0,1

   

Таблица 2.6

 

Подшипник

 Диаметр отверстия подшипника, мм

шариковый радиальный

радиальный с короткими роликами

роликовый радиальный сферический

Радиальный зазор, мкм

Новый подшипник

 

Новый подшипник

 

Новый подшипник

 

Свыше

До

наи-
мень-
ший

наи-
боль-
ший

Наибольший допустимый при износе

наи-
мень-
ший

наи-
боль-
ший

Наибольший допустимый при износе

наи-
мень-
ший

наи-
боль-
ший

Наибольший допустимый при износе

30

40

12

26

80

20

55

150

25

40

120

40

50

12

29

90

20

55

150

30

45

140

50

65

13

33

100

25

65

200

30

50

150

65

80

14

34

110

30

70

200

40

60

180

80

100

16

40

120

35

80

250

45

70

200

100

120

20

46

140

40

90

270

50

80

250

120

140

23

53

160

45

100

300

60

90

270

140

160

23

58

175

50

115

350

65

100

300

160

180

24

65

190

60

125

370

70

110

330

180

200

29

75

220

65

135

400

80

120

360

200

225

-

-

-

75

150

450

90

140

420

225

250

-

-

-

90

165

500

100

150

450

250

280

-

-

-

100

180

540

110

170

500

280

315

-

-

-

110

195

600

120

180

540

315

355

-

-

-

125

215

630

140

210

630

335

400

-

-

-

140

235

700

150

230

700

400

450

-

-

-

160

260

750

170

260

750