Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     2.9.1. Ревизия и наладка подшипников скольжения валов


Ревизию и наладку подшипников скольжения коренных валов редуктора и барабана со вскрытием крышки производят во время капитального ремонта подшипника. Ежегодно у этих подшипников необходимо проверять корпус, крышку, температуру нагрева, отсутствие стуков, смазку и ее подачу. О состоянии подшипника и его работоспособности достаточно судить по зазорам, измеренным щупами с торца вала. Разборку подшипника необходимо производить при обнаружении ненормальностей в работе.

При ревизии и наладке подшипников скольжения приводного и промежуточного валов редуктора, электродвигателя и их валов необходимо проверить:

1) состояние корпуса, крышки и их крепление. Внешним осмотром проверить отсутствие трещин в корпусе и крышке, наличие всех болтовых соединений, регулировочных клиньев (где предусмотрено конструкцией) и крепление корпуса;

2) величину вибрации (проверить при необходимости). Максимальная амплитуда вибрации не должна превышать значений, приведенных в ПУЭ. Основными причинами возникновения вибрации являются:

неуравновешенность вращающихся частей;

слабое крепление подшипников;

неудовлетворительная соосность валов;

биение муфт;

радиальные зазоры в подшипниках, превышающие допустимые нормы;

искривление или овальность шеек валов;

короткое замыкание в роторе электродвигателя;

повышенная неравномерность воздушного зазора между сталью ротора и статора электродвигателя.

Методика измерения вибрации и правила пользования виброизмерительными приборами изложены в инструкциях завода-изготовителя;

3) температуру нагрева. Допустимая температура нагрева подшипника не должна превышать 80 °С. Измерение температуры произвести термосигнализаторами ТС-100 (ТСМ-100) и др. При отсутствии термосигнализаторов с достаточной для практических целей точностью температуру подшипника можно определить по температуре нагрева масла или корпуса подшипника;

4) наличие смазки (см. 2.11);

5) состояние рабочей поверхности вкладышей. Вскрыть торцевую и верхнюю крышки подшипника и снять вкладыш. Талью или домкратом приподнять вал, извлечь нижний вкладыш и осмотреть рабочие поверхности. Обратить внимание на отсутствие трещин, скалываний, сплавлений, наносов и отставание баббита от вкладыша, на отсутствие задиров, царапин, подгораний баббита.

Погрузить вкладыш в ванну с соляровым маслом, извлечь его, вытереть насухо и слегка надавить на баббит. Выступание масла из микротрещин свидетельствует о некачественном прилегании баббита к телу вкладыша. При обнаружении скалывания или отставания баббита от тела вкладыша более чем на 20% площади, вкладыш необходимо заменить;

6) состояние шейки вала. При наличии следов ржавления, царапин, рисок, отдельных забоин шейку вала запилить бархатным напильником и прошлифовать мелким наждачным полотном или бумагой, после чего вал отполировать. По достижении зеркального блеска шлифовку прекратить, удалить частички абразива, врезавшиеся в вал, и протереть его ремнем или прессшпаном, смазанным турбинным маслом, а затем промыть керосином и протереть чистой тряпкой. Крупные дефекты шеек валов устранить по согласованию с заводом-изготовителем;

7) горизонтальность установки вала и подшипника по разъему. Протереть нижнюю поверхность уровня и поверхность, на которую он устанавливается, и измерить наклон вала и подшипника. Измерения произвести в двух положениях уровня с поворотом его на 180°. Отклонение от горизонтали вала и подшипника не должно превышать 1 мм на 1 м длины;

8) радиальные биения шейки вала (проверить при необходимости) индикатором часового типа не менее чем в восьми точках. При проверке индикатор установить на плоскость разъема подшипникового стояка или на другое жесткое основание и провернуть вал. Величина радиального биения не должна превышать значений, указанных на чертеже завода-изготовителя. При отсутствии заводских данных радиальные биения не должны превышать значений, приведенных ниже:

Диаметр шейки вала, мм

До 200

Более 200

Допустимое радиальное биение, мм

0,02

0,03

9) прилегание вкладыша к шейке вала (проверить при монтаже или замене подшипника). Смазать шейку вала тонким слоем краски или графита и уложить вкладыш. Поворачивая вкладыш на угол 10-15° (без перекатывания) или перемещая его вдоль оси вала на 20-30 см, получить отпечатки краски на рабочей поверхности вкладыша. Пятна контакта должны быть равномерно распределены по всей поверхности соприкосновения вкладыша с шейкой вала, и на площадку размером 2,5х2,5 см должно приходиться не менее 8-10 пятен (85% рабочей поверхности вкладыша должно быть равномерно покрыто мелкими пятнами касания). Если прилегание неудовлетворительно, вкладыш необходимо пришабрить;

10) наличие рабочего контакта вала с поверхностью нижнего вкладыша. Нанести на рабочую поверхность шейки вала полоски краски шириной 6-10 мм и провернуть вал на 360°. По растертой краске определить прилегание вала к нижнему вкладышу;

11) величину радиального зазора между шейкой вала и верхним вкладышем подшипника скольжения. Величину зазора установить согласно рекомендациям завода-изготовителя (см. табл.2.4). При отсутствии заводских данных допустимый радиальный зазор (мм) можно определить по формуле

,                                                     (2.3)

где - диаметр шейки вала, мм.