Проверку и исправление соосности валов необходимо производить в следующих случаях:
при вводе машин в эксплуатацию;
после замены редуктора, электродвигателя, вкладышей подшипников или муфт;
при наличии вибрации подшипников, повышенного износа зубьев зубчатых муфт, интенсивного нагрева подшипников центрируемых валов;
при видимом поддувании почвы или проседании фундамента.
Перед проверкой соосности валов необходимо произвести ревизию и наладку подшипников, измерить радиальное и осевое биения полумуфт, проверить затяжку анкерных болтов и болтов, крепящих подшипники к рамам или постаментам. При проверке соосности один из валов принять за основной вал (А), а второй - за центрируемый (Б). Вопрос о выборе вала в качестве основного решается наладочной бригадой на месте работ. Для исключения влияния одного вала на другой полумуфты необходимо рассоединить и валы раздвинуть до упора. Данные замеров записывать по виду от вала А к валу Б.
При исправлении соосности валов необходимо проверить:
1) величину радиальных смещений вала Б относительно вала А в четырех положениях валов при совместном их провороте через каждые 90°. Измерение радиальных смещений произвести одним из следующих способов (замеры производить в одной и той же точке полумуфты, занимающей при первом замере верхнее положение в плоскости замеров):
а) замер индикатором часового типа, установленным на центровочных приспособлениях (рис.2.15, а), без разборки муфты. Центровочные приспособления должны быть выверенными и достаточно жесткими. Индикатор закрепить на валу А, а площадку, в которую упирается штифт индикатора, - на валу Б;
б) замер индикатором (с разборкой муфты), установленным на призме (рис.2.15, б). При измерении призму опереть на центрирующий поясок полумуфты вала А, а штифт индикатора - в центрирующий поясок полумуфты вала Б. При каждом замере призму устанавливать в одно и то же положение, а штифт индикатора упирать в одну и ту же точку, для чего на полумуфтах сделать отметки мелом;
в) замер с помощью щупов и скобы (рис.2.15, в). Скобу жестко закрепить на одной из полумуфт, а щупами измерить зазор между скобой и другой полумуфтой. Если скоба закреплена на полумуфте вала Б, то данные замеров записывать со знаком "минус", а если на полумуфте вала А - со знаком "плюс". Замер щупами во всех положениях должно производить одно и то же лицо;
г) замер с помощью щупов и линейки (рис.2.15, г). Если линейка прикладывается к валу Б, то данные замеров записывать со знаком "минус", а если к валу А - со знаком "плюс";
2) величину осевых зазоров между торцами полумуфт; измерения произвести одним из следующих способов:
а) замер с помощью индикаторов и центровочных приспособлений (рис.2.16, а). Индикатор закрепить на валу А, а на вал Б установить площадки, в которые упереть штифты индикаторов. Показания индикаторов, установленных первоначально по вертикали, в круговую диаграмму (рис.2.17) записать со знаком "минус", а затем провернуть совместно валы на 90, 180 и 270°. Данные замеров обоими индикаторами в соответствующих точках просуммировать;
б) замер щупами с помощью центровочной скобы (см. рис.2.15, в) в четырех точках на вертикальном и горизонтальном диаметрах полумуфт; затем - в тех же точках при совместном повороте валов на 180°. Данные обоих замеров в соответствующих точках просуммировать. При замере щупами запись в формуляр производить по виду от вала А к валу Б со знаком "плюс";
в) замер клиновым щупом (рис.2.16, б);
3) фактические величины радиального и углового смещения по формулам:
а) радиального смещения (мм) вала Б относительно вала А
в горизонтальной плоскости
; (2.6)
в вертикальной плоскости
; (2.7)
в пространстве
; (2.8)
б) углового смещения (мм) вала Б относительно вала А
в горизонтальной плоскости
; (2.9)
в вертикальной плоскости